Перейти к основному содержанию

Кирилл в Польше

21 августа, 11:58
ПАТРИАРХ КИРИЛЛ (СЛЕВА) ТА ПОЛЬСКИЙ МИТРОПОЛИТ ЮЗЕФ МИХАЛИК / ФОТО РЕЙТЕР

Была такая агитка — фильм «Ленин в Польше». Вспомнить его нас заставил четырехдневный визит патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу, который завершился позавчера. Главная цель этой поездки, которая готовилась еще с 2009 года, заключалась в подписании между Кириллом и митрополитом Перемышльским Юзефом Михаликом Общего послания народам Польши и России, сообщает «Радио Свобода». Однако некоторые аналитики убеждены — своим приездом патриарх пытался смягчить европейскую огласку скандала с Pussy Riot и найти союзников против «наступления бездуховности и секуляризма».

«После Второй мировой войны и болезненного опыта атеизма, который навязывался нашим народам, сегодня мы входим на путь духовного и материального обновления», — говорится в обращении к полякам и россиянам. — «Русский и польский народы объединяет опыт Второй мировой войны и период репрессий, порожденных тоталитарными режимами. Руководствуясь атеистической идеологией, эти режимы боролись со всеми формами религиозности и вели особенно жестокую борьбу с христианством и нашими Церквями». Такая риторика и смена приоритетов РПЦ кажутся интересными. Ведь в прошлом году Кирилл назвал распад Советского Союза «крахом исторической России», почти повторив знаменитое высказывание Владимира Путина 8-летней давности.

Едва ли не самая трагичная в Европе, Польша известна во всем мире как страна с чрезвычайно сильным влиянием Католической церкви. Православные получили свою автокефалию в ней еще в начале ХХ века. Однако польская власть планомерно принуждала православное население к переходу в католичество. Это, в частности, печально известные события и 1918, и 1938 гг., когда 400 православных храмов были переданы местной власти и превращены в костелы, ограблены или же вообще разрушены. Как пишет российская «Независимая газета», почва для сближения со стороны РПЦ выбрана, похоже, наилучшим образом.

В первый день визита, как сообщают СМИ, Кирилл посетил Православный кафедральный собор в Варшаве, где отслужил молебен и встретился с митрополитом Саввой. Позже состоялось короткое заседание московской делегации с президиумом Конференции католических епископов Польши. В субботу и воскресенье Кирилл посетил северо-восточные регионы Польши, где проживают православные христиане и Гору Грабарку — центр польского православия. Побывал Кирилл и в городе Белосток, куда он приезжал в 1988 году в сане архиепископа Смоленского и Калининградского.

В Польшу Московский патриарх приехал по приглашению Польской православной автокефальной церкви, однако примечательно, что встречали его наивысшие государственные чины — президент Польши Бронислав Коморовский и спикер сената.

Еще в канун приезда главы РПЦ одно из наиболее влиятельных изданий Польши, Gazeta Wyborcza, напомнило ему о связях с КГБ и табачном бизнесе, на котором он заработал 4 млрд долл. Польское общество неоднозначно отнеслось к приезду Кирилла. Многие склонны рассматривать Кирилла как посланника Путина, а его приезд — как очередное проявление имперских амбиций России. Кроме того — вспомнили и Смоленскую катастрофу. «Часть общества убеждена, что к падению самолета причастны спецслужбы России, поэтому Москва преднамеренно затягивает и запутывает расследование. А визит патриарха Кирилла, по их мнению, — еще одна попытка увеличить влияние России в Польше, поэтому, мол, вообще не следует его пускать на нашу землю», — говорит журналист Зигмунд Зинчаловский, которого цитирует Би-Би-Си.

Другая же часть польского общества отнеслась весьма положительно к визиту Московского патриарха и его цели. Об этом «Дню» рассказал заместитель редактора международного отдела газеты Rzeczpospolita Петр КОСЦИНСКИЙ. «Католическая церковь играет очень большую роль в Польше, возможно, даже более важную, чем Православная в России. Поэтому, если две церкви будут работать на польско-российское примирение, это будет иметь хороший результат», — считает пан Косцинский.

По мнению публициста, религиоведа, вице-ректора Украинского Католического Университета Мирослава МАРИНОВИЧА, сам факт подписания соглашения о примирении между польской и русской церквями является «правильным шагом». «Хотелось бы, чтобы он стал первым в ряде последующих шагов, — сказал «Дню» пан Мирослав. — Несомненно, к этому перечню относится и примирение с Греко-католической церковью, которая уже не один раз протягивала руку примирения Московскому патриархату и всегда получала или молчание, или горделивый ответ». По словам Мариновича, в искренность РПЦ в Польше он поверит только тогда, когда она обратится с такими же предложениями относительно примирения и умиротворения ко всем другим своим оппонентам...

А пока еще говорить о том, что патриарх Кирилл ездил в Польшу мириться — наивно. Скорее политика, чем примирение. Ведь в самой России не стихают скандалы, связанные с патриархом и РПЦ. Да и менее привилегированные церковники дают скандальные поводы. Так Интернет изобилует сообщениями о том, как несколько дней назад нетрезвый священник РПЦ на дорогой иномарке сбил насмерть двух прохожих в Москве и покинул место происшествия.

Во время поездки патриарх пытался отстраниться если не от этих скандалов, то хотя бы от политики. «В России — впервые, возможно, за послереволюционную историю принцип отделения Церкви от государства... сейчас достаточно корректно осуществляется. Мы не вмешиваемся в дела друг друга и ценим эту автономию», — сказал патриарх в интервью польским СМИ... на фоне процесса над Pussy Riot. Эксперты и религиоведы давно рассматривают РПЦ как серьезного внешнеполитического игрока. «Она очень последовательно идет в фарватере политики российского МИДа и даже заключила ряд соглашений с ним относительно этого», — сказал «Дню» президент Украинской ассоциации религиозной свободы Виктор ЕЛЕНСКИЙ. Кроме того, по его мнению, Кирилл хочет войти в историю как человек, который осуществил определенные вещи впервые — первый визит в сане патриарха в Польшу и т. п.

Важным, по мнению пана Еленского, является также подтекст поездки Кирилла. Московская патриархия обвиняет Католическую церковь в прозелитизме — в создании структур на территории бывшего Советского Союза, чтобы получить новых верующих. Это создает серьезное напряжение между церквями. «Другой вопрос — это Греко-католическая церковь. РПЦ не может смириться с тем, что Галичина, где большинство приходов принадлежат УГКЦ или же объявили себя независимыми от Москвы, для нее потеряна», — добавляет Еленский.

Не видит никакого намека на примирение РПЦ с Греко-католической церковью в визите Кирилла и Мирослав Маринович. «Скорее — наоборот. Это — способ поиска союзника в борьбе с УГКЦ. Антиукраинская позиция Московского патриархата и идея аннексии Украины через построение «Русского мира» остаются в силе», — резюмировал он.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать