Китайский пример
Европейский Союз и Китай подписали торговое соглашение. Это соглашение поспешили окрестить историческим — ибо оно, как подчеркивается, открывает для Китая давно им желаемый путь во ВТО (Всемирную организацию торговли). И еще по одной причине соглашение названо исторически важным — ожидается, что в процессе своей подготовки к вступлению во ВТО, Пекин вынужден будет провести необходимые изменения по либерализации китайской экономики.
Казалось бы, что Киев должен воспринять эту новость без особого восторга. Ведь когда-то были надежды, что Украина подпишет соглашение с Евросоюзом о свободной торговле где-то в конце 1998 года. Потом дата отодвинулась на неопределенное будущее. Абсолютно аналогично выглядит и состояние переговоров между Киевом и ВТО.
Основные игроки мировой сцены — Соединенные Штаты и Европейский Союз — неоднократно подчеркивали, что заинтересованы в дальнейшей интеграции Украины в международные коммерческие, экономические, финансовые механизмы — но нужно, чтобы в этом была заинтересована Украина. Не на словах, как это было до сих пор, а на практике. То есть — либерализация торговли, создание равных условий для всех инвесторов, а не «выторговывание» ими каких-то привилегий, выработка каких-то понятных правил игры, которые бы не менялись ежедневно — прежде всего в налоговом законодательстве. Ничего особенного и чрезвычайного, собственно, не требовалось.
Есть еще одна небольшая деталь — за годы, прошедшие после начала серии реформ, начатых Ден Сяо Пином, Китай на глазах превратился в мировую экономическую силу, от торговли с которой сегодня зависит практически весь мир, и в первую очередь — западный. И страны ЕС, и Соединенные Штаты, и Япония, и другие охотно вкладывают в Китай — потому что дешевая и работящая рабочая сила, ясность отношений, хоть и не всегда легальных, с властью, заинтересованной в притоке капиталов, делают все другие моменты не слишком значительными. Проблемы с демократией, с правами человека, с Тибетом забываются при очевидных бизнес-преимуществах, производство разнообразного ширпотреба в тюрьмах не интересует никого, когда речь идет о крупных прибылях. Именно зависимость мировых рынков от Китая, а не наоборот, стимулирует куда большее приближение Китая к мировым центрам. Украина же, чьи проблемы на первый взгляд мало чем отличаются от китайских, по существу дела, оказалась в нескольких шагах от того, чтобы окончательно утратить свой когда-то немалый потенциал. Китайский пример свидетельствует, что начинать всегда стоит, не ожидая официальных соглашений.
И кажется, еще один урок из китайского примера должен был быть усвоен надолго: Китай никого не просил признать его европейской (или азиатской) страной. Он просто планомерными усилиями заставил других признать свою значимость.
Выпуск газеты №:
№89, (2000)Section
День Планеты