Перейти к основному содержанию

Комиссар погорячился?

Европейский чиновник не представляет Украину в Евросоюзе
19 сентября, 00:00

Провозгласил это «судьбоносное» заявление Ферхойген во время Европейского экономического саммита, прошедшего в начале недели в австрийском городе Зальцбурге. Его слова сразу же растиражировала вся самая влиятельная пресса мира. «Файненшл Таймс» поместила материал на своих страницах под названием «Надежды Киева получить членство в ЕС перечеркнуты». «Уолл Стрит Джорнел», аргументируя маловероятность вступления Украины в Евросоюз, дошла до того, что сравнила Украину с Сербией. Правда, первым до этого додумался все тот же Ферхойген. В частности, он отметил: «Граждане ЕС не готовы к вступлению нынешних стран- кандидатов. Понятно, что точно так же они не готовы к вхождению в ЕС Турции, но еще менее они готовы к принятию Украины или Сербии». При этом никто не обратил внимания на то, можно ли воспринимать всерьез слова человека с чиновничьей должностью. Никто не обратил внимания, что у Ферхойгена нет полномочий провозглашать официальное мнение ЕС. Президент Европейской Комиссии Романо Проди такого себе не позволял и не мог позволить! Тем более, не могли себе позволить этого те, кто реально решает — быть какому-то государству членом ЕС или не быть. Речь идет о лидерах 15 европейских стран, входящих в Союз. А именно они к Украине относятся по большей части не так, как того, возможно, хотелось бы Ферхойгену. За последний год пообещали поддержать ассоциированное членство Украины в ЕС лидеры или главы внешнеполитических ведомств Германии, Италии, Греции, Великобритании. Во время двухсторонних встреч Президента Украины Леонида Кучмы в Зальцбурге австрийский лидер Томас Клестиль заявил, что расширение ЕС не должно заканчиваться следующей волной (2004 года). Тем самым дан четкий сигнал: Украина должна быть в Евросоюзе. Финский президент Тарья Халонен заявила, что Хельсинки будут поддерживать «любые инициативы Украины по евроинтеграции». Имел ли право Гюнтер Ферхойген заявлять, что европейские лидеры, говоря так, поступают «абсолютно неправильно»? Встречный вопрос: «абсолютно ли правильно» поступал Ферхойген, критикуя европейских руководителей, и имел ли он на это «абсолютно» какие-то основания?

«Откровенность» Ферхойгена была вызвана довольно эмоциональным выступлением украинского Президента. Ключевые пассажи украинского лидера: Евросоюз не будет полноценным, если в него не войдут все страны европейского континента; Киев не поддерживает идею Брюсселя о подписании так называемого «соседского соглашения»; Украина идет в ЕС не с протянутой рукой. К Леониду Кучме можно относиться по-разному. Однако в его выступлении не было ни одного лишнего слова. Была критика. Но — по делу. Были аргументы. И — неголословные. Некоторые западные источники заметили, что Президент вел себя во время выступления не в соответствии с ситуацией в собственной стране. Дескать, он улыбался в то время, когда в Украине проходили многотысячные демонстрации... Право прокомментировать целесообразность подобного упрека оставляем за нашими читателями. Как очевидец, могу только сообщить, что во время выступления на саммите о расширении Евросоюза Президент Украины был вполне серьезным, и заявил: «Европа молчаливо соглашается на существование огромной по масштабам «серой зоны» вблизи собственных будущих границ, фактически узаконивает созданные самим Евросоюзом новые разделительные линии на континенте».

Именно после этого Ферхойген принялся за критику украинских европерспектив. За комментариями по поводу «поспешности» европейского комиссара «День» обратился к представителям украинской делегации, участвовавшим в Зальцбургском форуме. Советник Президента Анатолий Гальчинский подчеркнул, что Ферхойген «не уполномочен делать подобные заявления, он не политический деятель, а чиновник. Для чиновника это недопустимо». Более дипломатично ответил «Дню» госсекретарь по европейской интеграции при МИД Украины Александр Чалый: «Персонально для меня он ничего нового не сказал. Мы знаем о его позиции... На мой взгляд, идет процесс дискуссий внутри ЕС. Существуют различные мнения о расширении. Одно из них представил Ферхойген. Но есть также европейские деятели, считающие, что Украине должны дать европейский шанс уже сегодня».

Быть Украине с таким шансом или не быть? В любом случае — решать самой Украине. Реальными делами, коренными изменениями с коренным улучшением ситуации в стране. Ферхойген — не первый, он же — и не последний. Между тем совсем не факт, что Украина, достигнув необходимых европейских стандартов, все так же будет хотеть присоединиться к высокомерному ЕС. Где работают комиссары, которые так любят горячиться...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать