«Курск» продолжает хранить свои тайны
Россияне все больше верят в версию иностранной субмариныРаботы, продолжающиеся на борту атомной подводной лодки «Курск», все еще не дают возможности ответить на, пожалуй, главный вопрос: почему она погибла 12 августа прошлого года, что было причиной взрывов на ее борту. Следствие, как заявлял генеральный прокурор России Владимир Устинов, придерживается трех основных версий причин трагедии: взрыв торпеды, столкновение с «внешним объектом», подрыв на мине. Ни одна из них не является убедительно доказанной. Российские военные специалисты склонны рассматривать в качестве основной версии причины гибели «Курска» столкновение лодки с иностранной субмариной, предположительно, одной из стран-членов НАТО. В прошлом году и сами страны-члены Альянса, и руководство НАТО отрицали какую-либо возможность этого, утверждая, что ни одна из субмарин стран-членов НАТО в непосредственной близости от места гибели «Курска» не находилась. Приводимые россиянами аргументы не выглядят ни убедительными, ни незначительными. Пока что на борту лодки работают следователи, продолжается извлечение тел членов экипажа и демонтаж ракет.
Одной из версий, бытовавших в масс-медиа в прошлом году, считалась возможность гибели «Курска» вследствие поражения торпедой, выпущенной с тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий», находившегося в момент трагедии непосредственно над «Курском». По словам главнокомандующего ВМФ России Владимира Куроедова, «Петр Великий» не имеет отношения к гибели «Курска», и такая версия абсурдна. Насколько можно судить, в органах прокуратуры, расследующих обстоятельства гибели подлодки, она даже не значится в списке рабочих версий. Хотя абсурдность предположения еще стоило бы доказать — аргументы как за рассмотрение этой версии, так и в пользу невиновности «Петра Великого» высказывались еще в прошлом году, и какого- либо убедительного обоснования отказа в рассмотрении этой версии (кроме слов о ее абсурдности) высказано не было.
Ни обнаруженные самописцы ряда отсеков «Курска», ни бортовые журналы (страницы которых нечитаемы), ни предсмертные записки экипажа — обнаружена еще одна из них — ответа на главный вопрос не дают. Российские эксперты указывают на то, что в месте, где был отрезан первый отсек лодки, обнаружена вмятина ниже ватерлинии, происхождение которой еще нужно изучить. В то же время в российских медиа уже прямо говорится о том, что наиболее вероятной причиной трагедии стало столкновение с иностранной подводной лодкой, которая якобы была зафиксирована противолодочной авиацией в момент удаления от места трагедии на малой скорости, вероятно, с поврежденными винтами и рулями. Однако каких-либо иных подтверждений этой версии широкой публике не представлено. Первый отсек «Курска», изучение которого может помочь, по крайней мере, приблизиться к установлению причин гибели лодки, по словам главы комиссии вице-премьера российского правительства Ильи Клебанова, будет поднят в следующем году и без помощи иностранных специалистов. Очевидно, там все еще есть, что скрывать. Что не обязательно может нести в себе государственную тайну.
Разоружение лодки, по словам Куроедова, займет две-три недели (имеется в виду извлечение ракет «Гранит», которые планируется утилизировать), а расчистка лодки — два-три месяца.
Поведение российского военного командования в первые дни после трагедии было потом в более гротескной форме скопировано украинским военным руководством в истории со сбитым самолетом. Безапелляционные и не слишком аргументированные суждения о том, что «Курск» потопила западная субмарина показывают только, на какой версии российское командование в силу разных причин хотело бы остановиться. При том, что с каждым днем найти убедительные доказательства в пользу какой-либо из версий будет все труднее. В конце концов, причиной трагедии теоретически действительно могла стать случайность.
Выпуск газеты №:
№199, (2001)Section
День Планеты