Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Лондонский фактор

Эффективна ли антитеррористическая коалиция?
08 июля, 20:28
ФОТО РЕЙТЕР

После взрывов в Лондоне, в результате которых по меньшей мере 37 человек погибли и около 700 получили ранения, британские спецслужбы предпринимают все усилия для поиска организаторов терактов, а жители столицы пытаются вернуться к обычной жизни. Вокруг терактов в Лондоне пока что больше вопросов, чем ответов. Нет точных данных о погибших и раненых, неизвестно, кто был организатором взрывов. Лондонская полиция не доверяет опубликованным в интернете заявлениям об ответственности за теракты ранее неизвестной «Секретной организации джихада Аль-Каиды в Европе» и ищет виновных. Несомненно, произошедшее в Лондоне — шок и для политиков, и для простых обывателей. Первое, что ставится под сомнение — эффективность антитеррористической коалиции, которая не смогла предупредить подобных терактов. Так ли это на самом деле?

Террористические атаки в Лондоне усилят решительность ведущих политических актеров противостоять тем, кто использует мировой терроризм как политическое оружие. Терроризм — метод, который используется слабыми группировками с целью повлиять на политические курсы государств, обществ и их политических лидеров. Следующие дни подтвердят то, что установки США и европейских стран неизменны. Мы станем свидетелями активных дебатов по поводу темпа реформ в странах Ближнего Востока. Кое-кто утверждает, что политические реформы опасны, потому что они помогают радикальным силам в этих странах. Другие утверждают противоположное — что злоба и жестокость, которую мы наблюдаем во многих мусульманско-арабских странах как раз и требуют большего ударения именно на политических реформах.

Одна из политических целей преступников, причастных к 11 сентября и связанных с Осамой бен Ладеном, выгнать США и европейцев, так называемых «неверных», из Ближнего Востока. Сомали, например, убедила бен Ладена и его сторонников в том, что США были слабыми. С этой точки зрения 11 сентября принесло на практике «Аль-Каиде» и бен Ладену только зло. Их выгнали из Афганистана и с этого момента они вынуждены постоянно скрываться. Саддам Хусейн был свергнут, хотя бен Ладен никогда не был союзником Хусейна, однако присутствие США в Ираке стало абсолютно заметным по своим результатам. Наконец, в стране были проведены выборы, начался новый политический процесс — правда пока что действительно сопровождаемый насилием в некоторых частях Ирака — однако впервые в истории Ближнего Востока за много веков временное правительство возглавляют шииты. С этой точки зрения «Аль-Каида» и сеть ее центров находятся в оборонительной позиции. Одна из их целей — принести беспокойство в сердце Европы, чтобы повысить цену сегодняшнего европейского политического присутствия на Ближнем Востоке. Сегодня мы являемся свидетелями также другой битвы — за душу ислама и политическое будущее Ближнего Востока. По моему убеждению, эта война затянется надолго. Соединенные Штаты, европейские страны и их союзники будут торжествовать только тогда, когда террористы и их политические лидеры поймут, что их стратегия и поведение не приносят тех результатов, на которые они расчитывают. Именно для этого понадобится довольно много времени.

Лондоские атаки отвлекают внимание от очень важного политического, экономического и технологического развития Азии. Так называемые глобализационные процессы не остановятся, но наше внимание в Европе тенденциозно будет опять обращаться к Ближнему Востоку и исламу. Потребность в безопасности даст «мандат» именно такому вниманию, однако так исторически сложилось, что Ближний Восток в течение веков не был политическим, экономическим, культурным и технологическим «законодателем моды». Поэтому цивилизованный мир будет уделять слишком много внимания «неправильному» региону — если выразиться эмоционально. Зато российское и китайское руководство, возможно, станут самыми первыми политическими победителями в результате того, что произошло в Лондоне. Они, очевидно, будут пытаться использовать это максимально.

В так называемой глобальной повестке дня до сих пор доминировали такие аспекты, как голод, бедность и болезни в Африке, а также глобальное потепление. Одной из целей лондонских атак, как представляется, было добиться разрушения этой повестки дня. Хотя многие говорят и верят в противоположное, однако реальность такова, что террористы совсем не интересуются бедными и голодными. Поэтому больше всего от случившегося потеряла именно Африка.

Деятельность антитеррористической коалиции нельзя считать неэффективной. Наоборот, несмотря на тот факт, что террористы смогли нанести удары по Испании, а теперь и по Великобритании, антитеррористическая коалиция работала довольно успешно — по результатам операций были разрушены планы и пойманы основные террористические лидеры мира. Проблема в том, что население как всегда не знает о большинстве таких успехов. Можно понять ожидание общественности — антитеррористическая деятельность будет считаться успешной только тогда, когда она сможет предупреждать и нейтрализовывать возможные теракты в 100% случаев. Пока что это не удается — хотя не исключено, что удается на все 99% вследствие того, что деятельность спецслужб по предупреждению терактов не всегда афишируется. Поэтому для террористов быть успешными — это достичь успеха один раз.

Теракты в Лондоне только усилят трансатлантическое единство. Все европейские правительства очень хорошо знают, что они могут быть следующей целью, ведь каждая большая европейская страна имеет свои войска в Афганистане, немало стран — в Ираке. Можно с уверенностью утверждать, что лондонские атаки еще больше усилят сотрудничество спецслужб и антитеррористическую деятельность во всей Европе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать