Макрон: «Окно возможностей»
Эксперт — об ожиданиях французов от нового президента и его роли на международной арене
В последнее время внимание мировых СМИ и европейцев сосредоточено на недавно избранном президенте Франции Эммануеле Макроне. Это и понятно, 39-летний политик более года назад создал движение под названием «Вперед!», благодаря которому победил на президентских выборах в мае этого года, став самым младшим в истории Франции главой державы. Его движение на парламентских выборах получило большинство в Национальном собрании.
«День» обратился к профессору Парижской школы международных отношений SciencePoUniversity Мари МЕНДРАС с просьбой рассказать о феномене Макрона, ожиданиях французов от нового главы государства, а также дать оценку его первый действиям на международной арене: встрече с Путиным и Порошенком, который вызвали большой резонанс, а также объяснить, какую цель преследует французский лидер, пригласив Трампа на военный парад 14 июля.
«МАКРОН — ПРОГРЕССИСТ ИЛИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ, РЕФОРМАТОР»
Эммануель Макрон — прогрессист или, другими словами, реформатор. Он понимает необходимость структурных реформ. Речь идет в первую очередь о реформе трудового законодательства и пенсионной реформе. Поскольку он теперь популярен, а также имеет большинство в парламенте, существует шанс, что он может уговорить профсоюзы и работодателей и быстро реализовать упомянутые выше реформы.
Иными словами, сейчас у Макрона большое окно возможностей. Хотя все это будет сложно реализовать, поскольку Франция большая страна, существуют довольно сильные профсоюзы, а также государственные предприятия, которые имеют большое влияние.
Это возможно только в случае, если президент имеет такую популярность и политическую волю. А у Макрона такая воля есть, и более того, он независим от партий. Такого у Франции никогда не было.
Я понимаю, что Макрон хочет делать в сфере экономики. В то же время до сих пор мне не очень понятно, что он думает об нашем обществе, которое, как и в Украине, является довольно пестрым. Наверняка у него есть какой-то взгляд на общественные тенденции, но он не высказывается на эту тему, поскольку очень много занимается международными делами.
Ему надо как-то показать, что он — глава государства, главнокомандующий. И в последние недели это было его главное задание.
Что касается намерения Макрона выступить перед депутатами национального собрания. Такого у нас никогда не было. Обычно в парламенте в начале сессии выступал премьер-министр, который представляет большинство. Мне кажется, что этим шагом Макрон хочет очень четко продемонстрировать, что он главный и в стране могущественный президент.
Это и понятно. Ведь Франсуа Олланд был слабым президентом, у него не было авторитета, политической воли и популярности. То же самое касается Саркози, особенно в последние годы президентства.
«ДУМАЮ, ЧТО МАКРОН НЕ БУДЕТ ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ СВОЕЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ»
Французы хотят ощутить, что есть политическая воля и политическая, экономическая, общественная стратегия и что этот президент — Макрон — знает, куда вести Францию.
С другой стороны, мне кажется, надо внимательно смотреть на его поведение. У нас, во Франции, особая система, она не на 100% президентская, и она имеет баланс властей. Правительство и большинство в Национальной ассамблее и президент — между ними всегда существовал баланс. Я думаю, что Макрон найдет умеренный баланс и не будет злоупотреблять своей популярностью и своим шансом. И что он будет работать в рамках конституции, а также будет прислушиваться к мнению граждан. У него хорошее окружение и он трезвый человек.
К сожалению, главные должности в правительстве и Национальном собрании получили мужчины. С другой стороны, хорошо, что у нас в парламенте 40% женщин, и это гораздо лучше, чем 23% в предыдущем парламенте. Это хороший тренд, но все важные должности заняли мужчины.
«ПАРИЖ БУДЕТ ПОДДЕРЖИВАТЬ СУВЕРЕНИТЕТ И ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ УКРАИНЫ»
— Хотелось услышать ваше мнение о первых международных шагах Макрона: его встречи с Путиным в Версале и в Елисейском дворце с Порошенко, а также приглашения Трампа на военный парад 14 июля ко Дню взятия Бастилии.
— Мне кажется, что Путин очень хотел получить приглашение от Макрона. Над этим очень активно работало посольство России в Париже. Осенью прошлого года поводом для визита российского президента было открытие церкви, но тогда Олланд сказал, что он не будет встречаться с Путиным из-за бомбардировки в Аллепо. Для президента РФ это было оскорбление. И он очень хотел взять реванш. С другой стороны, Макрон хотел своим приглашением Путина показать, что он международный политик. Французский президент очень хорошо выглядел, чего нельзя было сказать о Путине.
Что касается встречи Макрона с Порошенко, то здесь важным является четкость официальной позиции Франции относительно Украины. А это продолжение Минского процесса и санкции будут сохраняться, пока Россия не выполнит своих обязательств по Минску-2. И Париж будет поддерживать суверенитет и территориальную целостность Украины.
Возможно, Путин имел надежду, что и Макрон, и Трамп пойдут на компромисс по Украине. Но этот компромисс невозможен. Когда российский президент не уважает обязательства и когда он угрожает безопасности всей Европе и пытается дестабилизировать восточный регион Украины и подорвать украинское государство, то мы, Европа и НАТО, не идем на компромисс. «Красной линией» являются военные действия.
«МАКРОН ПЫТАЕТСЯ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ, ЧТО ОН МОЖЕТ ВЫСТРАИВАТЬ ОТНОШЕНИЯ С ПУТИНЫМ И ТРАМПОМ»
Честно говоря, мы не знаем, что у Путина в голове. Никто точно не знает, чего он ожидал в Версале и чего он ожидает от встречи с Трампом на полях саммита G20 в Гамбурге 7 июля. Мы не знаем, что у Трампа в голове и чего ожидать от него, когда он будет присутствовать в Париже на военном параде 14 июля. Со своей стороны, очевидно, этим приглашением Трампа на военный парад Макрон пытается продемонстрировать, что он может выстраивать отношения с такими лидерами, как Путин и Трамп.
Для европейцев и для вас в Киеве очень сложно работать с непредсказуемыми президентами и в Вашингтоне, и в Москве. Это совсем новый контекст, и наверняка поэтому Макрон намерен как-то показать, что Франция, как Германия и Европа в целом, вынуждены играть роль в обеспечении безопасности на континенте, и что это новое начало для ЕС не только как политического и экономического актера, но и как актера в международных отношениях. По-моему, это здорово, что Европа наконец-то найдет свое место в балансе сил.