Мартти ИСОАРО: «Стратегия ЕС относительно Украины — не просто красиво изложенный документ»
— Некоторые обозреватели считают, что саммит в Хельсинки был провалом для Украины — о кандидатском статусе Киева там речь не зашла, да и Президента Кучму не пригласили. Другие полагают, что саммит был для нас успехом — ведь принята совместная стратегия. Господин посол, как расцениваете саммит вы?
— Да, в Украине велись довольно оживленные дискуссии по поводу стратегии и реальных результатов саммита. В совместной стратегии партнерство ЕС и Украины рассматривается как стратегическое. Наше практическое сотрудничество осуществляется, в частности, через программы ТАСИС. На высшем уровне в начале июля этого года состоялась конференция ИНОГЕЙТ, прошли июльский саммит и заседание комитета по сотрудничеству.
Для того, чтобы разработать и довести до конца стратегию, за кулисами велась на протяжении осенних месяцев огромная работа. Это уже качественно новый шаг вперед в отношениях между ЕС и Украиной. Теперь все страны — члены ЕС, а также Европейский Совет и Европейская Комиссия всю свою деятельность, все программы, контакты должны сверять с этим документом, работать на его основе. Конкретные инициативы касаются трех основополагающих сфер деятельности — торгово-экономических, внутренних, правовых, внешнеполитических вопросов. На все есть временные рамки. То есть это не просто красиво изложенный документ. Предполагается, что в скором времени написанное будет реализоваться на практике. Скажем, существуют проекты и программы, которые нужно реализовать уже в первой половине 2000 года.
Стратегию я расцениваю как руку, протянутую Украине. Этот документ открывает новые возможности для Украины в ее деятельности, направленной на приближение к Европе. Но сейчас просто не время поднимать на практике вопрос об ассоциированном членстве в ЕС. Это время Украина должна использовать для преобразований.
Украинское правительство разрабатывает так называемую междепартаментную программу интеграции в Евросоюз. Одним из важных моментов этой программы будет расстановка сил: какое министерством какими вопросами будет заниматься в этом направлении. Насколько я знаю, эта программа будет руководствоваться и стратегией ЕС.
Вы упомянули, что Президент Кучма не был приглашен на саммит. Это можно объяснить: на два ланча в рамках саммита были приглашены только главы государств, которые являются кандидатами в члены ЕС. Других гостей не было. Также в начале декабря Президент Кучма посетил как Брюссель, так и Париж, где обсуждались вопросы развития отношений между Украиной и ЕС. Как известно из новостей, то Кучма был удовлетворен хельсинкским саммитом, он приветствовал принятую стратегию и подчеркнул: Украина вне сомнений должна сама заниматься развитием демократии и общества.
— Можно ли считать принятую стратегию промежуточным шагом к кандидатскому статусу?
— Каждый шаг делается в свое определенное время. И нужно планировать последующий шаг, соотносить его с принятыми решениями. Мы не должны рассматривать какие-то вопросы, находящиеся вне поля зрения. А чтобы чувствовать у себя под ногами твердую почву, мы делаем шаг за шагом и потом уже доходим до нужного решения.
— Среди восточноевропейских стран называют три группы: звезды, проблемные дети и кризисные страны. Украина принадлежит к третьей группе — наряду с Румынией и Россией. Почему Румыния все-таки выше оценена европейским сообществом и уже стала кандидатом в члены ЕС? Не считаете ли вы, что в этом случае Украина этого тоже заслужила?
— Я не хочу говорить о такой классификации стран — потому что Европейский Союз рассматривает каждую страну как индивидуального партнера. Еще до принятия стратегии ЕС выработал общую позицию относительно Украины, затем план действий, затем — стратегию. В июле 1998 года Киев принял стратегию относительно интеграции в ЕС. Также был подписан договор о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС. То есть у нас уже есть в руках инструменты, которыми можно действовать.
— И в Украине, и на Западе говорят о коррупции, бюрократии, экономическом застое в нашей стране. Говорится ли об этом напрямую на встречах с украинскими руководителями?
— Эти очень важные вопросы должна рассматривать сама Украина. Я читал речь посла США в Киевском университете, и я понимаю: действительно, такая обеспокоенность существует. Одним из ключевых вопросов относительно помощи Украине со стороны МВФ и Мирового банка являлось осуществление административной реформы в вашей стране. Насколько я слышал, сейчас проходит подготовка и осуществление такой реформы. Потом будет видно, как реструктуризация различных официальных структур повлияет на решение важных вопросов. Для иностранных друзей Украины очень важно, что этот вопрос серьезно рассматривается. Позже мы надеемся увидеть результаты.
— Недавние выборы президента стали толчком к тому, что Запад еще раз поверил: реформы в Украине все-таки будут. Американский посол в Киеве Стивен Пайфер говорит, что США надеются увидеть их в течение полугода. Какой контрольный срок назовете вы?
— Я лично не хотел бы ставить какие-то временные рамки. Но все-таки какие-то определенные лимиты есть — скажем, для выплаты тех же долгов.
— Существуют ли границы расширения ЕС?
— ЕС — это особый орган, представляющий собой добровольное объединение европейских стран. Эта организация делает один шаг — как это было с хельсинкским саммитом, — а потом думает, где мы находимся сейчас, чего достигли и что еще нужно сделать. Только потом делается следующий шаг вперед. Сейчас нельзя сделать никаких прогнозов.
Выпуск газеты №:
№236, (1999)Section
День Планеты