Мавританское испытание
Переворот в Мавритании в начале августа этого года напомнил обычные для африканских стран события 70—80-х годов. Тогда мятежи, перевороты с жертвами и без были обычным явлением. Постепенно политическая жизнь в странах Африки на юг от Сахары стабилизировалась, но такие события свидетельствуют о незавершенности этого процесса. Африканские страны, пройдя через кровавые межэтнические, межрелигиозные войны, поняли их глубинную причину — бедность и обнищание народов. Была принята согласованная со всеми 53-мя странами континента программа экономического развития с ориентацией на собственные возможности — НЕПАД. Вместо уже мало влиятельной Организации Африканского Единства был образован Африканский Союз — с собственным президентом, Панафриканским парламентом, мобильными войсками для погашения локальных конфликтов. Но старые болячки исчезают непросто, и события в Мавритании свидетельствуют об этом.
Мавритания — небольшая малонаселенная страна: в 2001 году здесь жили 2,7 млн. человек (2001г.), меньше, чем в Киеве, а территория ее в полтора раза больше Украины. Еще в 1965 году 83% населения составляли кочевники — бедуины, «белые» и «черные» мавры, сегодня же их — около 10%. Сегодня 55% населения живет в городах (80% из них — в столице Нуакшот). Большинство территории страны занимает пустыня Сахара. Официальная религия — ислам. С 1980-х годов в Мавритании быстрыми темпами начала развиваться горнодобывающая промышленность. На заводе, производящем железные окатыши, работает свыше пяти тысяч человек, которые дают 40% экспорта страны. В Мавритании также добывают медь, золото, кобальт, на севере страны — бриллианты. Здесь одни из самых больших в мире запасов гипса, огромные залежи фосфатов. Начинается добыча нефти (потенциальные запасы — около 850 млн. баррелей). Модернизованные с помощью китайцев порты могут принимать любые корабли. Преобладает арабский капитал, в частности, из Алжира, Кувейта и Иордании. 60% ВВП дает частный сектор, соответственно 40% контролирует правительство. Больше половины населения живет в страшной нищете. Традиционная ситуация для Африки — чем богаче страна природными ресурсами, тем беднее ее народ. Под давлением международных организаций правительство в 2000 году разработало стратегию борьбы с бедностью, рассчитанную до 2015 года. Всемирный банк, МВФ, Программа развития ООН одобрили ее и выделили на нее $988 млн. В то же время руководство страны всячески укрепляло позиции мавританской олигархии, полностью зависящей от него.
После получения Мавританией независимости в 1960 году у власти находились военные. Согласно конституции, одобренной на референдуме 1991 года, широкие полномочия получил президент, который может избираться без ограничений. В январе 1992 года на этот пост был избран Ахмед Тайя. В марте этого же года на выборах в палату представителей и в сенат абсолютное большинство получила президентская Республиканская социал-демократическая партия (РСДП). Существующие оппозиционные политические партии ущемляются, некоторые распускаются. Господствует цензура.
За 13 лет властвования одной группы людей сложилась стандартная схема распределения богатств страны: одним все, другим — что останется. Это не могло не вызвать раздражения и требования «справедливости». Подходящий момент наступил, когда президент Ахмед Тайя отбыл на похороны короля Саудовской Аравии. Власть временно перешла к военным. Все прошло тихо и спокойно. Раньше на этом все бы и закончилось. Но Мавритания является членом Африканского Союза. Все его участники обязались не признавать правительств, пришедших к власти неконституционным путем. Когда аналогичные события в прошлом году произошли в небольшой стране Сан-Томе и Принсипи, Африканскому Союзу удалось восстановить законный порядок: президенту вернули власть.
В столицу Мавритании прибыла полномочная делегация Африканского Союза, в которую вошли и представители Нигерии (именно в этой стране сейчас находится сверженный президент). Они встретились с представителями оппозиции, профсоюзов и военными, захватившими власть. Члены делегации пришли к выводу, что лишение власти режима Тайя является вполне оправданным, но страной должна управлять законная, то есть избранная народом, власть. На подготовку к выборам нужно, как говорят военные, два года. Делегация Африканского Союза в принципе согласилась с предложенными мерами, но просила ускорить проведение выборов.
Если состоится именно так, это будет означать, что в Африке устанавливается законность и порядок, несмотря на все рецидивы старого. А это означает хорошие перспективы для бизнеса, в том числе украинского, если наши бизнесмены сделают соответствующие выводы.
Выпуск газеты №:
№146, (2005)Section
День Планеты