Мексика: новый президент и новые перспективы

Вчера в должность вступил новый президент Мексики Винсенте Фокс (на фото). Это событие для Мексики означает гораздо больше, чем просто смену лидеров. Впервые в своей истории страна находится на вершине четырех достижений: реальной демократии, экономического процветания, социальной сплоченности и хороших взаимоотношений с Соединенными Штатами Америки. Настроение Мексики легко ощутимо — высокие ожидания того, что страна избавится от демонов прошлого — нестабильности, коррупции и массового социального разделения — и станет динамичным обществом, играющим значительную роль в мировом сообществе.
Немногие мексиканцы были уверены, что предыдущая правящая партия, Институционно-революционная, оставит власть после 71-го года непрерывного правления. И все- таки, когда Фокс выиграл у ее кандидата этим летом, мексиканцы пережили мирный переход власти, основанный на честном подсчете голосов на избирательных участках. В основном это произошло благодаря деятельности Эрнесто Седильо, последнего в списке дюжины президентов от Институционно-революционной партии. Во время своего президентского срока Седильо проводил демократические реформы, подготавливая тем самым ровное проведение выборов и политического перехода.
Седильо передает экономику в очень хорошей форме, преимущественно благодаря Североамериканскому Соглашению о Свободной Торговле (NAFTA), которое связывает экономики Канады, Мексики и США, вступившего в силу 1 января 1994 года. Забавно, Мексика пережила временный финансовый кризис чуть позже в том же году, но это было результатом не торгового соглашения, а внезапного поворота в потоках капиталов — кризис подобного рода поразил Восточную Азию спустя три года. NAFTA стала основным механизмом, способствовавшим выходу Мексики из кризиса, поскольку экономика страны значительно увеличила экспорт в Соединенные Штаты и пережила ориентированное на экспорт экономическое возрождение.
Экономические взаимоотношения Соединенных Штатов и Мексики могут стать наилучшим в мире примером того, как богатая и бедная экономики могут быть гармонизированы для обоюдной выгоды. По условиям NAFTA, фирмы Соединенных Штатов размещаются вдоль мексиканской границы длиной в 2000 миль для того, чтобы начать производственную деятельность в Мексике и извлечь выгоду от более низких требований к заработной плате, а, следовательно, более низких затрат на производство. За последние годы Мексика смогла привлечь более, чем 10 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций ежегодно, в основном из американских многонациональных компаний.
Американские компании ввозят в Мексику технологии и капиталы, а затем изготавливают в Мексике окончательную продукцию, которая не экспортируется в США. По этим соглашениям, общий объем экспорта Мексики вырос с 40 млрд. долларов в 1990 году и до 140 млрд. долларов в 1999 году. В ходе этого процесса Мексика также превратилась из страны, зависимой от выручки от продажи нефти, в экспортера разнообразной промышленной продукции.
С переходом к демократии и экономическому росту на основе притока инвестиций в Мексику и экспортного бума в США, президент Фокс принимает власть во время больших перспектив. Поразительно, насколько удачно он смог выбрать экспертов в различных областях на пробный период и последующую работу, отдавая предпочтение, скорее, профессионалам с безупречной репутацией, чем политикам, стремящимся к патронажу и шефству.
Конечно, работа экспертов является только частью хорошего правления страной. Новый кабинет министров должен будет продемонстрировать, что он может быть эффективным в осуществлении политики в лучшем смысле — включая создание коалиций, завоевание общественной поддержки и гальванизирования теперешнего оптимизма граждан в практические программы.
Администрация Фокса получит преимущества от изначально крепких основ мексиканского экономического роста, в котором частично причиной экономического процветания Мексики станет расширяющаяся экономическая интеграция с Канадой и Соединенными Штатами. Президент Фокс станет первым, который признает, что NAFTA является только частью всей истории. После семидесяти одного года правления одной партии и десятилетий недостаточного инвестирования в ключевые отрасли мексиканской экономики, остается еще много незавершенных вопросов, которые нужно завершать.
Целью номер один будет создание «правления закона» в Мексике. Десятилетия беззакония породили в Мексике коррумпированную судебную систему, отсутствие законодательной защиты для меньшинств, массовое уклонение от налогов, организованную преступность и отношение населения к полиции как к угрозе, а не источнику защиты. Часть проблемы может в действительности быть решена за счет честного руководства и создания более демократичной системы. Но часть проблемы, увы, может находиться вне контроля Мексики.
Неутолимый американский спрос на кокаин сделал Мексику транзитным путем для южноамериканских производителей. Соединенные Штаты пытаются использовать полицию и вооруженные силы, чтобы заблокировать поставщиков наркотиков. Эта битва пока что проигрывается, но она значительно увеличила насилие и коррупцию в Мексике, так как сделала очевидным, что перевозка наркотиков является прибыльным бизнесом. Соединенные Штаты могли бы помочь Мексике, уделяя большее внимание отношению к наркотиками и сокращению спроса, и меньшее — решениям с использованием полиции и вооруженных сил. Второй целью Фокса должна стать подготовка мексиканцев к жизни в экономике глобального знания. Ключом к конкурентоспособности будет высокий уровень образования для широких слоев населения. В Мексике до сих пор существует низкий уровень набора в среднюю школу и только около 16 % населения «университетского» возраста поступает в высшие учебные заведения. Одинаковый доступ к среднему образованию для бедных и богатых, а также быстрое увеличение пропорции студентов, поступающих в университеты, должны стать важной задачей.
По сравнению со странами с высоким доходом Мексика также имеет очень низкий уровень качества научного и математического образования и научных разработок и исследований. Например, Мексика тратит всего треть процента ВНП на исследования и развитие, тогда как Корея, например, на те же цели более, чем 2% ВНП.
Другие очень важные цели включают повышение уровня здравоохранения, реформирование финансовых рынков, стремление к сокращению высокого уровня неравенства доходов. Мексике необходимо диверсифицировать экономику таким образом, чтобы не полностью зависеть от благосостояния Соединенных Штатов. Но несмотря на большие задачи, стоящие впереди, основной посыл ясен. С приходом администрации Фокса, у Мексики появляются лучшие шансы на становление демократии и увеличение благосостояния из всех, когда-либо имевших место в современной истории Мексики.
Выпуск газеты №:
№222, (2000)Section
День Планеты