Мертвый сезон
Российские миротворцы в Абхазии продолжают миссию без мандатаПрезидент Грузии Эдуард Шеварднадзе заявил, что не может принять решение о выводе миротворческих сил СНГ из зоны абхазского конфликта, пока не будет решен вопрос об их замене, а подобное решение является прерогативой Организации Объединенных Наций. Однако во вторник руководство Секретариата ООН однозначно пришло к выводу о том, что альтернативы российским «голубым каскам» в Абхазии сегодня нет. Как подчеркнули РИА Новости в Секретариате ООН, вывод российских миротворцев из зоны конфликта приведет к немедленному возобновлению боевых действий между грузинской и абхазской стороной. Более того, продолжается планирование экстренной эвакуации персонала ооновской миссии в том случае, если появится малейшее подозрение на подготовку к выводу миротворцев из зоны конфликта. ООН явно не готова вводить в Абхазию собственный миротворческий контингент, в состав которого Грузия ранее предлагала включить и украинских миротворцев.
Тем временем официальный Тбилиси явно смягчает тон по сравнению с принятым 11 октября прошлого года Парламентом Грузии решением о выводе российских миротворцев из Абхазии. Спикер Парламента Нино Бурджанадзе говорит о необходимости изменения их мандата с тем, чтобы они реально содействовали безопасному возвращению беженцев в Абхазию. В том числе речь идет о расширении зоны ответственности миротворческого контингента вглубь Абхазии. Президент Шеварднадзе заявляет о готовности оговорить эти изменения с Владимиром Путиным.
У Абхазии — своя позиция. Сухуми, официальные представители которого прошлой осенью заявляли о желании Абхазии войти в состав Российской Федерации, теперь высказывается за сохранение статус-кво миротворческого контингента СНГ. В случае же вывода российских миротворцев министерство обороны Абхазии разработало план их замены абхазскими бригадами резервистов. Именно абхазские военнослужащие были размещены по линии противостояния на реке Ингури после завершения в сентябре 1993 года грузино- абхазской войны и до ввода в зону конфликта российских миротворцев под эгидой СНГ летом 1994 года. Подобное неизбежно приведет к осложнению обстановки, так как только в Гальский район Абхазии вернулось более 60 тысяч грузин, которые, естественно, враждебно отнесутся к использованию воевавших резервистов.
В треугольнике Тбилиси—Москва—Сухуми по-прежнему далеки от решения накопившихся проблем. Грузинские беженцы из Абхазии утверждают, что миротворческий контингент СНГ не может гарантировать им безопасного возвращения домой, мирные абхазские жители заявляют, что никто, кроме российских «голубых касок» не обеспечит их безопасность, а визовый режим между Грузией и Россией, по-прежнему, сохраняется. Эдуард Шеварднадзе неоднократно заявлял, что надеется, что введенный чуть больше года назад визовый режим будет отменен после подписания Большого договора между двумя странами (его который год не может ратифицировать Госдума РФ). Однако встреча российских и грузинских экспертов для подготовки подписания Большого договора, которая должна была состоятся на прошлой неделе, отложена по инициативе российской стороны.
КОММЕНТАРИЙ
Григол КАТАМАДЗЕ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Грузии в Украине:
— Абхазская проблема всегда будет взрывоопасной, пока ее не решат правовым путем. Можно ли верить абхазской стороне, которая на переговорах с Грузией 17 декабря подтвердила, что это они бомбили Кодорское ущелье и заявила, что больше подобное не повторится? Как на фоне подобных заявлений должны чувствовать себя мирные жители, чья безопасность зависит в том числе и от Сухуми? Независимые миротворческие силы, особенно под международным мандатом, будут наиболее эффективны в зоне конфликта. Сейчас идут очень интенсивные консультации со всеми заинтересованными в урегулировании абхазского конфликта сторонами с тем, чтобы ситуация не стала хуже.
Выпуск газеты №:
№14, (2002)Section
День Планеты