Перейти к основному содержанию

Международный «танец» вокруг сирийского огня

10 марта, 19:50
ФОТО REUTERS

Месяц март — печальное время для сирийцев, ведь он символизирует начало глубокого кризиса, которому в этом году исполняется пять лет. Более чем четверть миллиона погибших, свыше полутора миллионов раненых, практически половина населения (свыше 11 млн) стали беженцами и переселенцами. Соседние страны, принявшие на себя наибольшую нагрузку по их приему, уже давно сигнализировали об этой проблеме. Однако влиятельное мировое сообщество по-настоящему обратило внимание на  трагедию лишь тогда, когда количество беженцев в Европе приблизилось к миллиону лиц. И это — далеко не предел.

КАК ЭТО БЫЛО

На волне «арабской весны» сирийские подростки написали на заборе мирные антиасадовские лозунги. Режим их нашел. Некоторым детям по живому вырвали ногти, а позже расстреляли. Это спровоцировало массовый подъем населения в разных городах. Однако режим президента Башара Асада применял разгон демонстраций силовыми методами. Как и в «Небесной сотне» на Майдане в Киеве, во многих больших городах Сирии появились свои «Небесные сотни». С каждым днем погибших демонстрантов становилось все больше. Нарастала сирийская оппозиция, которая вынуждена была бороться за свои права в кровавом противостоянии. Международные организации выражали «глубокую обеспокоенность». В Женеве под эгидой ООН состоялось несколько переговорных встреч представителей сирийской оппозиции с представителями власти, однако на практике они были безрезультатными.

В 2013 г., после применения Асадом химического оружия против населения, Совет Безопасности ООН наконец смог единогласно (потому что предыдущие решения Россия всегда ветировала) принять резолюцию с требованием уничтожить химическое оружие, и это было выполнено. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун даже назвал эту резолюцию «первой новостью по Сирии, которая дает надежду за длительное время».

Впрочем, на арену в длительном противостоянии режиму и оппозиции вышла третья сила, которая еще больше углубила кризис, — так называемое «исламское государство», которое объявлено террористическим. Его тогдашняя популярность базировалась на противостоянии суннитской и шиитской ветвей ислама: невзирая на внешне светский характер Сирии в прошлые полстолетия, реально власть находилась в руках алавитского меньшинства (направление шиизма), представленного кланом Асадов и поддерживаемой Ираном. Хафиз Асад (предыдущий президент) и его сын Башар Асад (нынешний президент) активно распространяли влияние шиизма в государстве. В свою очередь «исламское государство» основывалось преимущественно на наиболее реакционных суннитских группировках, которые считали себя «защитниками суннитского ислама». На самом деле их идеология близка к темному средневековому хариджизму, согласно которой только хариджиты считались «правоверными», а другие мусульмане — инакомыслящими и неверными, которых нужно уничтожить.

Измученные алавитским режимом, который теперь «показал зубы», некоторые сирийцы поверили псевдосуннитскому «исламскому государству». И только со временем поняли, что попали в ловушку кровожадной террористической группировки, верхушка которой в действительности не имеет ничего общего с мусульманскими ценностями. Члены «исламского государства», разделенные на разные группировки, часто разрозненные и нескоординированные между собой, массово уничтожали умеренное мусульманское, курдское и христианское население, подвергали пыткам взрослых, захватывали женщин в рабство и уничтожали детей. Христианские церкви и культовые сооружения других религий подрывали. Это спровоцировало новый виток миграции, и массовая волна эмигрантов, которые искали спасения от огня и террористов, захлестнула ближнее и дальнее зарубежье. Отступать было некуда: мировое сообщество должно было наконец реально заняться сирийским вопросом.

РОССИЯ: НИ ДНЯ БЕЗ ВЫГОДЫ ДЛЯ СЕБЯ

Россия, которая на протяжении всего периода противостояния активно поддерживала режим Башара Асада, использовала и эту ситуацию для себя. В условиях мировой изоляции, усиление санкций в связи с аннексией украинского Крыма и невыполнение минских договоренностей, а также на фоне терактов в Европе (за которыми стояло опять же «исламское государство»), РФ решила улучшить свой имидж и показать себя активным борцом с терроризмом. Под предлогом «борьбы с «исламским государством», российская авиация вторглась в Сирию и начала военным способом поддерживать Асада. Здесь возник определенный российско-шиитский альянс, ведь на стороне Асада, кроме России, воюют иранские боевики и шиитская ливанская группировка «Хизболла». Вот только точечные удары против террористов оказались минимальными, по сравнению с продвижением асадовской армии, поддерживаемой россиянами «с воздуха». Так, в соответствии с информацией международных наблюдателей, вместо террористов «исламского государства» уничтожается умеренная оппозиция. Режиму удалось вернуть под свой утраченный ранее контроль свыше 30% территории и именно сейчас продолжается противостояние под Алеппо (второй по величине город после Дамаска). В то же время Саудовская Аравия и Турция неоднократно заявляли о своем намерении ввести в Сирию свои войска для поддержки оппозиции. Однако они ждут молчаливого согласия США на такой шаг. А его пока нет.

После российского вмешательства в конфликт, 14 ноября 2015 года в Вене состоялась встреча, где образовалась так называемая «Международная группа поддержки Сирии», в состав которой вошли 17 государств, включая Францию, Иорданию, Саудовскую Аравию, Катар, Китай, Россию и др. Группа поддержки призвана вместе с ООН и ЕС помочь выйти из сирийского кризиса. Резолюция Венских встреч предусматривала перемирие и легла в основу Резолюции Совета Безопасности ООН № 2254, согласно которой, на протяжении 18 месяцев должна быть разработана новая Конституция, и здесь отображена дорожная карта по урегулированию сирийского кризиса. В течение шести месяцев необходимо создать «легитимное, инклюзивное и светское правительство», которое займется разработкой Главного закона Сирии. Впрочем, России удалось добиться того, что в тексте резолюции нет ни одного слова о перспективах своего давнего союзника Башара Асада. Речь идет лишь о том, что будущее страны находится в руках самого сирийского народа. А это можно трактовать по-разному. Российская сторона неофициально не отрицает того, что с Асадом что-то нужно решать, однако вашингтонское и лондонское виденье этого вопроса с одной стороны, и московское с другой, отличаются. Тем временем на территории Сирии будет действовать специальная комиссия по мониторингу режима прекращения огня. 27 февраля перемирие началось. Прекращены атаки на гражданские объекты (школы, больницы). Однако, согласно Венским договоренностям, атаки на группировки «исламского государства», которые «Международная группа помощи Сирии» объявила террористическими (например, Джебхат Ан-Нусра» и др.), прекращаться не будут.

СИРИЯ: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

В целом, мониторинговая группа заявляет о подавляющем соблюдении условий перемирия. Выглядит так, как будто в конце тоннеля сирийского кризиса замерцал слабый луч света. Впрочем, сохраняется много «если»: в частности, вопрос перехода власти и устранение диктатора Асада остались открытыми. Следовательно, «российско-шиитский альянс», при условии отклонения от их сценария, может возобновить военные атаки. Это может быть сделано под предлогом борьбы с террористическими группировками «исламского государства». Прозвучал и еще один тревожный сигнал: похоже на то, что сирийские территории будут разделены. В частности, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации С. Рябков в беседе с журналистами заявил, что если в ходе консультаций относительно будущего Сирии... придут к мнению, что такая (федеральная) модель сработает для сохранения Сирии как единого, независимого и суверенного государства, кто будет отрицать это? Есть основания допускать, что и так де-факто разделенная по религиозным, этническим и другими признаками Сирия, при условии федерализации, в близком будущем распадется на квази-суверенные образования. Они будут иметь своих «кураторов» далеко за пределами сирийских территорий.

Это, несомненно, нарушит устоявшийся порядок на Ближнем Востоке, который и так находится в очень нестабильном положении (израильско-палестинский конфликт, шиитско-суннитское противостояние на примере Ирана и Саудовской Аравии, война в самой Сирии, война в Йемене, фактическое безвластие в Ливии и т.д.). А любые «горячие точки», существующие или потенциальные, особенно в нефтеносных регионах Персидского Залива — выгодны для России. Можем допускать, что она желает, чтобы шиитско-суннитское противостояние в Сирии захватило весь ближневосточный регион и переросло в иранско-саудовскую войну, в которую также втянутся соседние Катар, ОАЭ и др. Дальнесрочная стратегия заключается и в том, чтобы газовый поток из Катара через Турцию в Европу, план которого активно обсуждался до этой войны, не реализовался из-за военных действий. Тогда у Европы не будет особого выбора, где покупать газ. Разве что, как и раньше, преимущественно в России. РФ считает, что ей есть за что «мстить» саудитам, ведь именно их усилиями обвалена цена на нефть, что привело к инфляции и обнищанию в самой России. Поэтому «мир там только снится».

УКРАИНА: СИРИЙСКИЙ УРОК

К величайшему сожалению для Украины, сирийский урок для нее выглядит не очень утешительным. Это нужно понимать, чтобы не впадать в слишком оптимистичные иллюзии, а методически играть «на опережение», избегая написания сценариев своего дальнейшего развития за рубежом. Во-первых, вмешательство России в военный конфликт имеет шансы закончиться так, как планировала Россия. И дискуссионные минские договоренности, и документы по Сирии принимались исключительно с согласия России и прописаны так, как это было ей выгодно. Имплементация, соответственно, проходила, согласно прописанному. Во-вторых, для Российской Федерации уже наработанным сценарием является замораживание конфликта или его угасание в таком состоянии, чтобы при определенных условиях его можно было опять перевести в горячую фазу. То есть Россия хочет не решать кризис, а постоянно управлять им. Обычно в принятых документах для этого остаются неточности или прямые основания, которые можно «отыскать» при необходимости. В-третьих, Россия сама, будучи де-юре федерацией, любит «настойчиво предлагать» эту модель территориального уклада и другим государствам. Именно сейчас звучит тема разделения Сирии на кантоны. Украина — на очереди?

Следовательно, выход из сирийского кризиса, который только сейчас начинает приобретать определенную планомерность, трудно назвать реальным политическим процессом. Отличия в положениях сирийской оппозиции и режима слишком очевидны. Каждая из сторон опирается на тезисы международных документов, которые считает выгодными для себя. Пролито слишком много крови и в ближайшее время урегулирование кризиса выглядит призрачно.

Сирия пылает, а все усилия игроков международной арены скорее напоминают не настоящее гашение пожара, а танец вокруг этого огня. И как долго он будет длиться? Вероятнее всего, до тех пор, пока «танцовщики» на самом деле не устанут и искренне не захотят отдохнуть.

Фарид АЛВАШ, доктор философских наук, ОО «Исследовательский центр «ДАР» (Демократия. Аналитика. Результат)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать