МЕЖМОРЬЕ: история и перспективы-2
Мы так и не смогли выработать свое виденье развития Балто-Черноморского региона...Начало в № 14 от 28 января 2020 г.
Следствием «обезглавливания» украинского этноса стала Хмельниччина, в результате которой на месте старой элиты появилась новая казацкая элита, сформированная как из простонародья (казаков и покозаченых крестьян и мещан), так частично и из благородных элементов, которые не успели полонизироваться.
Хмельниччина имела еще одно следствие — она положила начало выведению украинского этноса из сферы влияния Речи Посполитой и приобщения к Московии. Последняя формировалась не только как преемница Руси, но и как наследница Золотой Орды. Экспансия Московии с конца XV — XVI вв. осуществлялась не столько в западном, сколько в восточном направлении.
Московия, которая со временем начала именоваться Россией, могла бы превратиться в азиатское государство. ...Если бы не Хмельниччина.
Последняя положила начало инкорпорации украинских земель в состав Московского государства. Во второй половине XVII в. Левобережье Украины, а также Киев оказались в составе Московии. Таким образом, началось вытеснение Речи Посполитой из Балто-Черноморского пространства. Однако Украина для Московии стала не только территориальным, людским и экономическим ресурсом. Она превратилась в важный фактор славянизации и «русификации» Московии. В 1674 г. впервые увидело свет написанное украинскими интеллектуалами историческое произведение «Синопсис». До ХІХ в. «Синопсис» был официальным учебником истории в Московии-России, заложив схему российской истории, которая используется и в настоящее время. Авторы «Синопсиса» рассматривали Московию как законного преемника Руси, московские же князья трактовались как наследники князей киевских, а присоединение к Московии украинских земель подавалось как восстановление бывшего единства русских земель. Тогдашним украинцам (казацкой верхушке, духовенству, религиозно-культурным деятелям) важно было доказать свою «единокровность» с московитами. Это открывало им возможности для успешной карьеры в Московском царстве.
Окончательная переориентация Московии на запад произошла во времена Петра І. Произошло же это опять не без влияния украинцев. Большую роль здесь сыграл гетман Иван Мазепа, который поспособствовал утверждению этого царя на престоле, длительное время принадлежал к его ближайшим соратникам и советчикам. Как известно, Мазепа получил воспитание при дворе польского короля Яна-Казимира, был человеком европейской культуры. Не он ли подсказал Петру І сосредоточиться на завоевании Балто-Черноморского пространства, которое занимала Речь Посполитая?
XVIII в. — это время становления России как Балто-Черноморского государства. Ей удается забрать балтийские земли у Швеции, утвердиться в Северном Причерноморье, разгромив при этом Запорожскую Сечь и подчинив Крымское ханство. В конечном итоге Россия способствует разбору земель Речи Посполитой, забрав себе их львиную долю — Беларусь, Литву, Правобережную Украину, Великопольшу.
В начале ХІХ в. Россия — «классическое» Балто-Черноморское государство, которое параллельно с этим осуществляет экспансию в восточном направлении, колонизируя территории Сибири, Казахстана, Средней Азии и Закавказья. Русины-украинцы и поляки, которые в былые времена господствовали на Балто-Черноморском пространстве, в основной своей массе оказались в составе Российской империи. Если польская элита пыталась оказывать этому сопротивление, в надежде на восстановление своего государства «от моря до моря», то недоформированная украинская казацкая элита, не оказывая особого сопротивления, пошла на службу к Российкой империи, в очередной раз «обезглавив» украинский этнос.
Однако не все было так безнадежно. Даже в непростых условиях царской России второй половины ХІХ — начала ХХ в., когда украинское движение испытало гонения, украинцы не только теряли свои элитарные слои, но и выдвигали из своей среды проводников (Михаил Драгоманов, Елена Пчилка, Евгений Чикаленко и др.). Более того — украинцам удалось украинизировать некоторых представителей польской элиты (Владимир Антонович, Тадей Рыльский, Вячеслав Липинский и т.д.).
Революции 1917 г. (Февральская и Октябрьская) положили конец существованию Российской империи, созданной во времена Петра І. И если в Российской империи, где ведущую роль играло Балто-Черноморское пространство, доминировала прозападная тенденция, то революции 1917 г. и гражданская война привели к победе консерваторов, «Московской Руси» (правда, под лозунгами «прогрессивной» коммунистической идеологии). Показательно, что в большевистской России произошел перенос столицы — из западного Петрограда (бывшего Петербурга) в восточную Москву.
В 1918—1920 гг. Россия могла бы потерять контроль над Балто-Черноморским регионом и превратиться в преимущественно азиатское государство. От нее отошла Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Беларусь, Украина, Закавказье. Однако молодые государства, которые возникли на территории этого пространства, не нашли эффективных механизмов взаимодействия между собой. Более того, между ними возникли военные конфликты, войны за смежные территории. Некоторые из них, в частности Украина и Беларусь, так и не смогли обрести в борьбе независимость, оказавшись под властью большевистской России, а в 1922 г. вошли в состав Советского Союза.
Вторая мировая война заметно изменила геополитическую ситуацию в Европе в интересах России (Советского Союза). Благодаря этой войне россиянам удалось не только вернуть свое господство в Балто-Черноморском регионе, но и взять под свой контроль центральноевропейские страны.
Перестройка, распад Советского Союза будто вернули ситуацию к 1918—1920 гг. Россия утратила и Центральную Европу, и большую часть Балто-Черноморского региона. На территории последнего появились новые геополитические игроки — страны Прибалтики, Беларусь, Украина. И опять эти государства и Польша не нашли механизмов эффективного взаимодействия. Хотя надо отдать должное польской политической элите, она положительно (даже с энтузиазмом) отнеслась к возрожденной Украине. Конечно, в этом был определенный прагматический подход, ведь поляки считали (и не безосновательно), что суверенная Украина может стать для них препятствием против российской экспансии.
Однако на сегодняшний день «маятник качнулся в другую сторону» — имеем словно повторение ситуации 1920—1921 гг., когда Россия пытается восстановить свой контроль над Балто-Черноморским регионом. Последний не утратил для нее геополитической привлекательности. Для России это важный транспортный коридор, «выход в Европу». Контроль над этим регионом, с одной стороны, делает Россию «причастной к Европе», с другой — дает ей возможность найти «близкий по духу», славянский этнический «материал», который помогает противостоять «демографической экспансии» Азии и сохранить свое славянское лицо.
Попробуем очертить несколькими штрихами то, что имеем на сегодняшний день в этом регионе и каково место здесь Украины. Польша и страны Прибалтики вступили в НАТО и Евросоюз. Они надеются, что это станет для них обороной от российской экспансии. Поэтому эти страны демонстрируют определенную утрату интереса к Беларуси и Украине. И если польская политическая элита еще недавно демонстрировала заметную заинтересованность в Украине, то сегодня уже невооруженным глазом заметно похолодание. В частности, польские правители часто обращаются к т. н. «трудным вопросам» истории отношений между поляками и украинцами. Это, соответственно, порождает определенное напряжение между двумя государствами.
В свою очередь Россия возобновляет экспансию в западном направлении, нацелившись на это пространство. Она готова прибегать к военной силе, оккупировав в 2014 г. украинский Крым и начав военный конфликт на Донбассе. Россия также пользуется экономическими рычагами, завоевывает информационное пространство, утверждает свои церковные и культурные структуры, творя «русский мир». И все это сопровождается откровенным политическим давлением.
Именно благодаря экономическому, информационному и культурному давлению России уже «пала» Беларусь. Она реально стала ее политическим сателлитом. Речь даже идет о ее более тесной политической интеграции с Россией. Поэтому не стоит рассчитывать на нее проектантам Межморья в Польше или Литве.
Сейчас основным направлением для удара России в Балто-Черноморском регионе является Украина. Станем мы сегментом Балто-Черноморского пространства, контролируемого Россией или все-таки сможем выйти из-под ее влияния, создав «новое» Балто-Черноморское пространство с Евросоюзом, зависит от многих факторов. Но чуть ли не самыми главными факторами является то, насколько далеко Россия готова зайти в осуществлении своей экспансии на украинские земли и насколько мы будем готовы противостоять этой экспансии.
Реально существует ряд факторов, которые работают на Россию. Во-первых, украинская экономика определенным образом зависит от российской. Во-вторых, Украина в значительной мере сдала свое информационное пространство северному соседу. В культурном плане украинцы (по крайней мере большинство их) и дальше остаются в поле российской культуры. И в-третьих (возможно, это самое главное), Украина за годы своего независимого существования так и не смогла вырастить сознательную политическую и культурную элиту, которая могла бы конкурировать с россиянами. Ту элиту, которую мы имеем (в основной своей массе), скорее, можем назвать малороссийской, а не украинской.
Правда, есть факторы, которые сдерживали и сдерживают экспансию россиян. Во-первых, за последние двадцать лет у нас выросло новое поколение, которое не знало советскую действительность и для которого независимость государства все-таки является ценностью. Сомнительно, что эти люди, которые являются едва ли самыми активными, легко воспримут российскую оккупацию. По крайней мере, события 2014 г. и последних лет показали, что в Украине есть немало людей, готовых противостоять российской агрессии. Во-вторых, все-таки в Украине преобладают настроения евроинтеграции, а не настроения интеграции с Россией. В-третьих, несмотря на определенную зависимость нашей экономики от России, она все-таки имеет сильный европейский вектор. Это и дает возможность Украине балансировать между Россией и Европой. В-четвертых, в Украине сохраняются мощные политические, общественные, религиозные, информационные и культурные структуры, которые ориентированы не на Россию, а на Запад.
Поэтому адепты идеи Межморья (если они хотят в перспективе ее реализовать) должны были бы в настоящий момент не заниматься политическими прожектами и разного рода фантазиями на исторические темы, а сосредоточиться на поддержке Украины. Потому что без нее Межморье не состоится.
Выпуск газеты №:
№15, (2020)Section
День Планеты