Перейти к основному содержанию

Михаил ГОНЧАР: Нефтепровод «Одесса — Броды — Плоцк» никогда не будет построен, если Украина и Польша будут имитировать его строительство

06 июля, 19:36

Как в украинской экспертной среде оценивают высказанное в недавнем интервью «Дню» утверждение вице-президента и директора Программы исследований внешней политики Института Брукингза, экс-посла США в Украине Карлоса Паскуаля о том, что нефтепровод «Одесса—Броды» не будет достроен до Плоцка? Действительно ли американский эксперт прав в том, что в Польше нет рынка для азербайджанской нефти, чтобы оправдать достройку этого трубопровода? При каких условиях может быть достроен нефтепровод «Одесса—Броды» до Плоцка, чтобы Украина стала окном в Европу для азербайджанской нефти? Об этом «Дню» в интервью директора энергетических программ киевского Центра «НОМОС» Михаила ГОНЧАРА.

— Это абсолютно неправильное утверждение. Причем по нескольким причинам. Во-первых, в 2003 году были подписаны соответствующие меморандумы с обоими польскими нефтяными концернами: Orlen и Lotos. Эти меморандумы как раз и засвидетельствовали готовность этих концернов получать для переработки легкую каспийскую нефть общим объемом до 7 млн. тонн нефти ежегодно, после постройки отрезка Броды — Плоцк. То есть это как раз и является подтверждением того, что рынок для этой нефти существует. Каждый из обоих субъектов на тот период начинал собственные программы модернизации и расширения перерабатывающих мощностей. И с целью диверсификации нефтяной перерабатывающей базы Orlen и Lotos предусмотрели в своих стратегиях возможность приобретения нефти отличной от традиционного сорта Urals. Во-вторых, нужна более динамичная и активная позиция правительства Польши относительно поощрения переработчиков использовать для переработки нефть разных сортов. Например, как это сделала в свое время Чешская Республика. В этой стране также отсутствовал рынок для нефти других сортов, отличных от Urals. Но чешское правительство приняло соответствующее решение о том, что нефтеперерабатывающий завод в городе Кралупы переводится на переработку легких сортов нефти. Соответственно, еще в 1996 году был достроен и введен в эксплуатацию нефтепровод Ингольштадт—Кралупы—Литвинов, сделавший возможным получение для потребностей чешской нефтепереработки нефти легких сортов из нероссийских источников. Причем использовался маршрут через Средиземноморье, через терминал в Триесте, трансальпийский нефтепровод. Пример чешской нефтепереработки очень показателен в этом контексте. А польская нефтепереработка, в принципе, на протяжении многих лет использовала, правда, в небольших объемах, для переработки на своих мощностях нефть других сортов. Частично это была и есть нефть легких сортов из шельфа Балтийского моря и импортированная с Северного моря и Ближнего Востока. И таким образом, для польских переработчиков легкие сорта нефти не представляют собой чего-то неизвестного. Хотя, бесспорно, традиционно как украинская, так и польская нефтепереработка в основном сориентирована на российскую Urals.

— А вот в данный момент готовы ли польские концерны заключить контракты, чтобы через три года закупить нефть, которую может на то время предоставить Азербайджан? Как известно, на недавнем саммите ГУАМ азербайджанский президент пообещал, что к этому времени он сможет поставлять нефть для перекачки через нефтепровод «Одесса— Броды—Плоцк».

— Оба польских нефтяных концерна абсолютно четко обозначили в 2003 году свои намерения. Другое дело, что сейчас ситуация, конечно, выглядит по-другому. И здесь, бесспорно, мяч находится на польской стороне, поскольку они должны подтвердить действие этих меморандумов и свою готовность продолжать сотрудничество. Но, конечно, легкая каспийская нефть не сможет там появиться раньше, чем будет достроен отрезок нефтепровода «Броды— Плоцк». Далее накладывается действие другого фактора, связанного с тем, что польская сторона остерегается дальнейшей непоследовательности со стороны Украины, как это уже имело место в 2004 году, когда нефтепровод «Одесса—Броды» был реверсирован. Другая причина заключается в том, что польскую сторону настораживают заявления, доносящиеся из Киева, из Минтопливэнерго, «Укртранснефти» о том, что к реализации этого проекта должна быть привлечена российская сторона. Польские партнеры абсолютно откровенно говорят, что им не нужен еще один проект, который вместо диверсификации поставки нефти приведет к росту зависимости Польши от опять же России. В данном случае уже косвенно через маршрут «Одесса—Броды—Плоцк». Риск заключается в том, что подобно тому, как россияне заблокировали развитие проекта Каспийского трубопроводного консорциума — нефтепровод Тенгиз—Новоросийск из-за своей части проекта. Точно так же они могут сделать какие-нибудь нежелательные вещи и для проекта «Одесса—Броды—Плоцк», если будут иметь в нем определенную долю. Поэтому польская сторона чрезвычайно осторожна. Я думаю, что подобное заявление со стороны бывшего посла США в Украине в некоторой степени отражает и те определенные критические настроения в США, которые также не желают того, чтобы Польша из-за проекта диверсификации не уменьшила, а наоборот увеличила свою зависимость от российских поставщиков нефти, если развитие проекта пойдет при участии третьей стороны — России, не разделяющей идеологию этого проекта — идеологию диверсификации. Отсюда и оценки с американской точки зрения являются скептичными, но без указания реальных причин. Вместо этого они говорят, что якобы отсутствует рынок для нефти.

— Кстати, разве не могла бы Германия например, получать нефть из нефтепровода Одесса— Броды—Плоцк?

— Да. Паскуаль прав, когда он говорит о том, что нужно обратить внимание на южную «Дружбу». Следует отметить, что внимание к южной «Дружбе» было всегда. Более того, в 2003 году прилагались усилия запустить маршрут «Одесса—Броды» именно в направлении южной «Дружбы» для того, чтобы выйти на чешский нефтеперерабатывающий завод в Кралупах, а потом через Ингульштадт—Кралупы выйти на южно- немецкие нефтеперерабатывающие заводы. Инфраструктура по этому маршруту уже существует, там нужно только выполнить определенные незначительные объемы работ по техническому переоснащению. Проблемой тогда стала словацкая «пробка»: из-за владения «Юкосом» 49% словацкого национального оператора «Транспетрол» дальнейшее развитие этого проекта и попытки украинской стороны, кстати совместно с американской компанией «Шеврон-Тексако», сделать тестовую прокачку нефти претерпели неудачу. Поэтому это направление остается актуальным. И более того, Чешская республика занимает абсолютно жесткую и четкую позицию относительно предложения с российской стороны реверсировать нефтепровод Ингольштадт— Кралупы в направлении Германии для того, чтобы увеличить поставку российской нефти на немецкие нефтеперерабатывающие заводы и соответственно для Чехии. Позиция чешской стороны абсолютно четкая и отвечает национальным интересам: не для того Чехия вкладывала деньги в постройку нефтепровода Ингольштадт—Кралупы, который диверсифицировал поставку нефти в страну, чтобы теперь взять и снова перейти исключительно на российскую нефтяную смесь и лишиться диверсификации. Хотя коммерчески предложение россиян выгодно, поскольку Ингольштадт-Кралупы ежегодно перекачивает в Чешскую Республику приблизительно 2,5 млн. тонн нефти. А если бы он был реверсирован и перекачивал российскую нефть в Германию через территорию Чехии, то объемы транспортировки выросли бы до 10 млн. тонн. Очевидно, что коммерчески это выгодно. Но позиция чешского правительства остается неизменной. Есть интересы национальной безопасности, стратегия развития, которая не подлежит влиянию конъюнктурных факторов.

— На саммите ГУАМ в Баку украинская сторона почувствовала, что Азербайджан ищет окно для поставки своего черного золота в Европу. Может ли таким окном для азербайджанской нефти стать Украина и, в частности, нефтепровод «Одесса—Броды—Плоцк»?

— Этот нефтепровод через Украину является реально единственным путем. Таких путей не может быть много. Но у Азербайджана есть и другие пути. В первую очередь, это румынский вариант — проект Константа—Триест. Этот проект также имеет свое развитие. Хотя там все находится в начальном состоянии. Но этот проект тоже имеет более чем десятилетнюю историю. В этом контексте Украина для Азербайджана, бесспорно, не является единственно возможным вариантом. Баку уже реализовал с помощью международных консорциумов проекты Баку—Супса, Баку—Тбилиси—Эрзурум. Азербайджан уже имеет возможности диверсификации маршрутов транспортировки нефти, и выход через Супсу в Черное море дает ему возможность использовать любые другие маршруты. Если украинская сторона вернется к начальной идеологии европейского направления использования «Одесса— Броды» и будет развивать украинско-азербайджанское сотрудничество, заложенное в соответствующем протоколе, подписанном еще в июне прошлого года, — соответственно Азербайджан будет использовать потенциал сотрудничества с Украиной. Будет Украина снова сохранять реверс и смотреть в сторону России, Азербайджан сориентируется на румынский маршрут. В этом контексте Баку абсолютно прогнозирован, логичен и последователен. Чего не скажешь о нынешнем украинском руководстве в топливном комплексе.

Можно сделать одно замечание к нефтепроводу «Одесса—Броды— Плоцк». Если будет продолжаться с обеих сторон — украинской и польской, реализация имитационной стратегии строительства маршрута Броды—Плоцк, то, конечно, он никогда не будет построен. А если стороны имеют реальные намерения и готовы их подтвердить, то должна быть, прежде всего, возобновлена работа трехстороннего украинско-польско- европейского механизма совместной рабочей группы, согласованы все расходящиеся вопросы. Польская сторона, на стороне которой мяч, должна подтвердить готовность брать легкую каспийскую нефть. Украинская сторона должна дать абсолютно четкие обязательства, не бумажные, по переходу от реверсного использования нефтепровода до аверсного.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать