Мир – На грани
Эксперты — о возможных последствиях войны в Сирии
Вчера в Совете Безопасности ООН состоялось голосование по предложенной США резолюции относительно механизма расследования химических атак в Сирии, зашедшего в тупик. Необходимость даннного документа возникла после того, как в результате возможной химической атаки в сирийском регионе Восточная Гута и, в частности, в городе Дума, погибли по меньшей мере 70 человек.
Как и ожидалось, Россия наложила вето на резолюцию. «История зафиксирует этот день, когда Россия предпочла защищать монстра, а не жизнь сирийских людей», — цитирует слова постпреда США в ООН Никки Гейли Reuters. В то же время две предложенные Россией резолюции не набрали необходимого минимума из девяти голосов.
Как известно, президент США Дональд Трамп пообещал принять важное решение по Сирии, а после того в Белом доме сообщили, что глава государства даже отменил свой визит в Латинскую Америку для того, чтобы сосредоточиться на поиске ответа на инцидент в этой стране. Тем временем в России призвали Вашингтон воздержаться от военных действий. Постпред России в ООН Василий Небензя сказал, что США «понесут ответственность» за любую «незаконную военную авантюру», которую они совершат, цитирует его Би-Би-Си. В то же время президент США Дональд Трамп написал в Twitter: «Россия обещает сбивать любые и даже все ракеты, направленные на Сирию. Россия, будь готова, потому что они прилетят красивые, новенькие и «умные»! Вы не должны быть партнером Животного, которое убивает газом людей и наслаждается этим!» Пока официальных заявлений в отношении того, каким будет ответ США, нет, политики и СМИ делают свои предположения по поводу того, как будет развиваться ситуация дальше.
Сенатор-республиканец Боб Коркер сказал, что США должны перейти к «хирургическим военным действиям» в Сирии и что эта расплата должна быть ощутимой, а не риторической, цитирует его слова «Голос Америки».
Эксперт британского исследовательского центра Chatham House Мика Зенко написал в Twitter, что если новая атака США состоится, то он предполагает, что она будет осуществлена с помощью крылатых ракет «Томагавк» и пилотируемых воздушных судов по военным, приближенным к режиму и политическим целям.
Как пишет Би-Би-Си, Вашингтон обсуждает с Францией и Великобританией возможный скоординированный ответ на химическую атаку. Кроме того, в Средиземном море находится ракетный эсминец USS Donald Cook, а организация, контролирующая воздушное движение Eurocontol, предупредила авиалинии о необходимости учесть возможность запуска ракет в Сирию в ближайшие дни.
«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать два аспекта этой проблемы: как в дальнейшем будет развиваться ситуация в Сирии, в частности, к чему могут привести действия Вашингтона и какова роль Совета Безопасности ООН в урегулировании этой войны, когда постоянные члены этой организации просто блокируют решения друг друга:
«ВОЙНА НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ»
Вячеслав ШВЕД, заведующий отделом истории стран Азии и Африки Института всемирной истории НАН Украины:
— Вашингтон окончательно прорабатывает и обновляет свою стратегию по Ближневосточному региону и, в том числе, Сирии. В течение последнего месяца в США произошло два важные кадровые изменения — госсекретаря и советника президента по нацбезопасности, должности которых заняли Майк Помпео и Джон Болтон. Болтона, например, называют «ястребом из ястребов». Он очень бескомпромиссно настроен в отношении Ирана и занимает твердые позиции. Конечно, и Помпео, и Болтон будут влиять на позиции Трампа. Сначала президент США заявил, что хочет вывести свои войска из Сирии, потом наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман попросил его не делать этого, после чего Трамп заявил, что подумает и пока не будет выводить войска. А эти последние заявления позволяют думать о том, что сегодня в США отрабатывается значительно более жесткая позиция в отношении режима Башара Асада и его покровителей, прежде всего Ирана и России, на чьих штыках держится этот режим.
По моему мнению и к моему сожалению, война в Сирии не только не окончилась с разгромом основных сил ИГИЛа, но и, наоборот, только набирает обороты. Она переходит в свое новое качество, когда на территории Сирии непосредственно столкнулись несколько глобальных (США и Россия) и региональных (Иран, Турция, Израиль, Саудовская Аравия) центров силы. Там образовались две коалиции, противостоящие друг другу: первая — антитеррористическая во главе со США, боровшаяся с ИГИЛом и включающая США, Израиль, основную часть арабского мира — Саудовскую Аравию, Объединены Арабские Эмираты, Иорданию, Бахрейн, Египет; и вторая, противостоящая первой, — так называемая тройственная коалиция, состоящая из Ирана, Турции и России и осуществляющая прямую поддержку режиму Асада и оккупировавшая территорию Сирии, разделив ее на несколько зон влияния. На днях состоялась встреча лидеров этой тройки — президентов Турции, России, Ирана: Эрдогана, Путина, Роухани, во время которой они говорили, что пытаются способствовать установлению мира. Но арабский мир там вообще не был представлен. Как говорится в русской поговорке «без меня меня женили». Арабский мир расценивает эту встречу и соглашения между этой тройкой, как Ялту-2 в Ближневосточном регионе, которая разделила Сирию.
Мне кажется, что в ближайшем будущем, через месяц-два, на территории Сирии и на юге Ливана будет очень горячо. Ведь ни Соединенные Штаты, ни Израиль, ни Саудовская Аравия не хотят позволить, чтобы Иран утвердился на территории Сирии. Иранский режим пытается создать там постоянные базы, шиитскую границу, которая бы вышла на границы Израиля, и разместить там баллистические ракеты и аэродромы.
Ситуация очень сложная и противоречивая. Она реально угрожает взрывом. На юге Ливана расположена наиболее союзническая Ирану структура «Хезболла», так называемая партия Аллаха, которая является хорошо вымуштрованным войском, в распоряжении которого от 100 до 150 тыс. ракет. Вполне возможно, что именно территория Южного Ливана может стать местом, где вспыхнет серьезный прямой военный конфликт.
Тем более, ни США, ни Израиль, ни Саудовская Аравия и ее арабские союзники в любом случае не хотят допустить, чтобы Иран владел собственным ядерным оружием, хотя фактически он продолжает его разработку. Немного больше недели назад завершился трехнедельный визит в США наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана. Накануне визита он дал интервью влиятельному телеканалу CBS News и четко сказал, что, если Иран завладеет ядерным оружием, Саудовская Аравия сделает то же самое как можно скорее. И он повторял это во время своего визита.
Этот регион, в частности Сирия, не так далеко от Украины: менее двух часов самолетом — из Киева в Турцию, за которой уже начинается Сирия. Этот регион непосредственно влияет на нацбезопасность Украины, особенно такой сложный, как Каспийско-Черноморский, где у нас столько проблем: аннексированный Крым, оккупированные территории Донецкой и Луганской областей. Возникает угроза, что наши союзники, в том числе США, могут отвлечься на проведение такой серьезной военной операции, и кто знает, не воспользуется ли этим российский режим, чтобы активизировать свои действия на границе с Украиной.
«ГЕНАССАМБЛЕЯ ООН МОГЛА БЫ СОЗВАТЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНУЮ СПЕЦИАЛЬНУЮ СЕССИЮ»
Владимир ВАСИЛЕНКО, доктор юридических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины:
— Когда создавалась ООН, пять членов Совета Безопасности были наделены правом вето. Тогда уже существовало разделение мира на так называемые капиталистические и социалистические государства (в 1945 году ими были такие первичные члены ООН, как СССР, Украинская ССР и Белорусская ССР). СССР благодаря большому вкладу в разгром общего врага добивался особого статуса. А право вето было введено для того, чтобы государства, относящиеся к разным социально-экономическим системам, не могли диктовать свою волю друг другу при принятии решений в Совете Безопасности.
Когда происходит международный конфликт, который касается интересов постоянных членов Совета Безопасности, они могут пользоваться правом вето и блокировать принятие решений. Это в значительной степени парализует деятельность такого чрезвычайно важного органа ООН, как Совет Безопасности.
Однако в мире возникают не только конфликты между постоянными членами Совбеза, которые задевают их непосредственные интересы. В таких случаях этот орган выполняет свои функции. Поэтому нельзя однозначно ответить на вопрос, исчерпал свои возможности Совет Безопасности или или нет и является ли полезным этот орган.
Уже много лет государства-члены пытаются реформировать в рамках ООН Совет Безопасности. Пока результатов нет, хотя есть разные варианты решения вопроса. Очевидно, что лучшим был бы вариант, который бы не давал возможности применять право вето в тех конфликтных ситуациях, в которых задействованы постоянные члены Совбеза. Тогда вопрос решался бы большинством голосов и можно было бы повысить ее эффективность.
Что касается принятия резолюции по механизму расследования химических атак в Сирии, то здесь возможен обходной путь, который заключается в вынесении этого вопроса на рассмотрение Генассамблеи ООН, где решения принимаются простым или квалифицированным большинством, в зависимости от проблемы, которая обсуждается.
В истории ООН в свое время был создан прецедент в результате принятия пятой сессией Генассамблеи ООН резолюции 377(V) под названием «Единство ради мира» 3 ноября 1950 года. Принятие этой резолюции было вызвано вооруженной агрессией Северной Кореи против Южной Кореи. Тогда Совет Безопасности длительное время из-за позиции СССР не мог принять решение о применении принуждения в отношении государства-агрессора. Но одно из заседаний СБ проигнорировал представитель СССР А. Вышинский, и тогда Совет Безопасности принял решение передать рассмотрение дела на проходившую тогда сессию Генассамблеи ООН. В упомянутой резолюции, которую приняла сессия, было сформулировано следующее положение: если Совет Безопасности в результате расхождений постоянных членов оказывается несостоятельным выполнять свою главную функцию во всех случаях, когда есть основания видеть угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, Генассамблея ООН немедленно рассматривает этот вопрос с целью сделать членам организации необходимые рекомендации относительно коллективных мер ... по поддержанию или восстановленияю международного мира и безопасности. Такое решение, в соответствии с этой резолюцией, должно быть принято на чрезвычайной специальной сессии, которая созывается в течение 24 часов со времени поступления требования о таком созыве. В то время была созвана чрезвычайная специальная сессия Генассамблеи, которая приняла решение о создании сил ООН для отпора вооруженной агрессии Северной Кореи. После 1950 года положения резолюции 377(V) «Единство ради мира» применялись несколько раз в разных ситуациях. Сегодня Генассамблея ООН могла бы рассмотреть вопрос о созыве чрезвычайной специальной сессии для рассмотрения вопроса резолюции относительно механизма расследования химических атак в Сирии. Но возникает проблема, каким образом убедить 193 членов Генассамблеи голосовать за такую резолюцию. К тому же резолюция будет иметь рекомендательный характер. Впрочем, даже такой документ мог бы стать основанием для действий соответствующих органов ООН и ее государств-членов.
Выпуск газеты №:
№64, (2018)Section
День Планеты