Мирный план одобрен. Что дальше?

Президент США Билл Клинтон и другие лидеры западных государств высказали «осторожный оптимизм» в связи с решением Белграда, но на момент подписания номера в печать решения о прекращении бомбардировок еще не было. Лидеры стран НАТО считают, что Милошевич сначала должен выполнить «все свои обязательства», и лишь тогда авиаудары будут прекращены. Запад сделал весьма неутешительные для нынешнего белградского режима выводы из переговоров в Рамбуйе — ведь тогда югославская делегация сначала согласилась подписать итоговый документ, а после согласия на это и косовских албанцев, — отказалась от своих обязательств. Ныне в Вашингтоне и Брюсселе уже не верят словам Белграда и требуют от него действий в подтверждение этих слов.
Чем же отличается мирный план Большой восьмерки, принятый Милошевичем после 11 недель сокрушительных бомбежек, разрушивших его страну, от условий, предложенных ему в Рамбуйе? По большому счету — ничем. Ведь требования о проведении после переходного периода референдума, который бы определил политическое будущее Косово, а фактически предоставил ему независимость, Запад снял еще на последнем этапе переговоров в Рамбуйе. Белграду удалось выторговать только две уступки — во-первых, международные миротворцы, которые будут введены в Косово, смогут войти в этот край только из Албании, Македонии или по воздуху, а не через территорию остальной Югославии. Таким образом, снимается угроза «фактической оккупации всей Югославии войсками НАТО». Во-вторых, введенный в Косово российский военный контингент не будет подчиняться единому командованию остальных миротворцев. По словам специального представителя российского президента на Балканах Виктора Черномырдина, российские миротворцы будут признавать над собой верховенство только ООН. И поскольку, вероятнее всего, им будет выделена определенная «зона ответственности», это будет означать, что часть территории Косово и дальше будут контролировать сербы (руками или, точнее, штыками своих российских союзников). Всеобъемлющего мирного соглашения еще нет, одобрены только общие принципы урегулирования. Но, как говорят французы, именно в деталях скрывается дьявол. Пока что непонятно, какая именно часть Косово будет контролироваться российскими миротворцами. Это очень важно, ведь возвращение албанских беженцев в эту зону выглядит весьма маловероятным.
Западные СМИ уже перечисляют конкретные части и подразделения американской, британской, французской армий, которые будут введены в Косово, а командир Европейского корпуса быстрого реагирования НАТО британский генерал-лейтенант сэр Майкл Джексон заявил, что переведет свой штаб из Скопье в Приштину «так быстро, как это будет возможно».
В этой ситуации НАТО может праздновать победу. Жизнь опровергла мысли скептиков о том, что одними лишь авиаударами никогда нельзя будет заставить Белград принять условия Запада. Однако эту победу под определенным углом зрения можно назвать пирровой — имидж НАТО во многих странах мира, в частности в Украине, весьма существенно ухудшился. В известной степени победила и Россия — Запад признал ее особую роль в урегулировании конфликта. А проиграл Слободан Милошевич — после одобрения мирного плана «восьмерки» в активе он имеет очень незначительные уступки по сравнению с документом из Рамбуйе (которые, кстати, он мог выторговать еще в парижском пригороде), в пассиве — разбомбленные военные (и не военные) заводы, мосты, пути, дома, тысячи убитых солдат и мирных жителей. И все эти жертвы оказались в конечном счете напрасными. И за это ему, по-видимому, придется отвечать. Не случайно вечный оппонент Милошевича Вук Драшкович уже успел заявить, что одобрение парламентом плана «восьмерки» — великий день для Югославии, который приведет не только к установлению мира, но и к коренным изменениям в политической жизни страны.
Выпуск газеты №:
№100, (1999)Section
День Планеты