Многовекторность по-казахстански
Три месяца из двенадцати, которые выпали на председательство Казахстана в ОБСЕ, — слишком маленький срок, чтобы делать какие-либо выводы, но достаточный, чтобы оценить, с каким рвением Астана взялась влить новую кровь в эту, скажем честно, формально глобальную (56 государств), но на деле — давно хилую структуру. Широкая общественность слышит об ОБСЕ лишь тогда, когда речь идет о ее миссии наблюдателя на выборах в странах-участницах. Другие задекларированные направления деятельности — прежде всего решение «замороженных» конфликтов — и сами оказались «замороженными». Последний саммит лидеров стран ОБСЕ прошел в 1999 году, но запомнился разве что неожиданным заявлением тогдашнего российского президента Б.Ельцина о снятии стратегических ракет с боевого дежурства, которое немедленно бросились корректировать (опровергать) его советники и спикеры.
Астана не скрывала, что председательство — это и дело престижа страны. Как отмечал президент страны Н.Назарбаев, «председательство в ОБСЕ я отношу к стратегическим национальным проектам — это очень важное достижение нашей страны за годы Независимости и свидетельство ее растущего авторитета».
Казахстан действительно на протяжении нескольких лет настойчиво добивался председательства в ОБСЕ. Самую действенную поддержку оказала тогда Астане Испания. Больше всего сопротивлялась Британия. Не последним среди аргументов, сломивших сопротивление, был и такой: Казахстан, учитывая тесные отношения с Россией, убедит ее изменить скептическое, если не пренебрежительное, отношение к организации, свидетельством чего, например, было ограничение миссии наблюдателей ОБСЕ на выборах в Госдуму в 2007 г.
Но Астана не стала почивать на лаврах, в отличие от предшественников из числа «развитых демократий», не ограничилась формальным председательствованием, чтобы через год от него избавиться. Активные вояжи министра иностранных дел страны доказали, что Астана пытается «подтолкнуть к миру» участников застарелых конфликтов, прежде всего в Карабахе и Приднестровье, чтобы хотя бы возобновить установленный когда-то ОБСЕ формат мирных переговоров. Благоприятным фактором для своего посредничества Астана считает собственное «нейтрально-корректное» отношение ко всем участникам конфликтов.
Конечно, Казахстан не тешит себя иллюзией, что за год он справится со всеми накопленными годами ящиками нерешенных проблем организации. Тем более, когда, как уже отмечалось, другие утратили веру в эту структуру. Чтобы вернуть заангажированность всех 56 государств, Астана хочет провести саммит лидеров. Формально никто не против, но чтобы собрать их, нужно действительно задеть за живое. Поэтому первоочередным вопросом для вероятного саммита Астана предлагает ситуацию и угрозы со стороны Афганистана, подсчитав, что 23 страны-участницы так или иначе туда втянуты, а потому заинтересованы в совместном поиске путей стабилизации и устранения таких угроз, как миграция беженцев, наркотраффик, терроризм.
Наконец, председательство в ОБСЕ является для Астаны еще одним рычагом реализации собственных национальных интересов.
Астана резонно рассматривает председательство в ОБСЕ как средство реализации провозглашенного ею курса «Путь в Европу», конечным пунктом которого вполне может стать членство в ЕС. По крайней мере, это не исключают на Западе.
Как утверждает влиятельный в стане британских консерваторов (очевидно, победителей предстоящих парламентских выборов) депутат Европарламента и его спикер относительно внешней политики Чарльз Теннок: «Казахстан географически имеет все основания на членство в ЕС через процесс расширения Союза и политически — через полное обеспечение прав христианского меньшинства».
Поэтому Астана совершенно искренне приветствует будущее соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. «Уже треть нашего экспорта приходится на Европейский Союз, — говорит посол Казахстана в Украине Амангельды Жумабаев. — А если общий европейский рынок включит в себя Украину, то очевидно, что этот рынок станет и ближе, и доступнее для продукции из Казахстана».
Исчерпывающей кажется характеристика поведения Астаны на международной арене индийским политологом Индранилом Банержи: «Ключевым словом внешней политики Казахстана является «многовекторность», подход, который преследует несколько целей, не ставя на первое место ни одной из них. Это значит, что Казахстан присоединяется к разным международным игрокам, не отдавая предпочтение ни одному из них». Французский сенатор Аймери де Монтескье указывает на причины выбора Астаной «многовекторного подхода» — географическое положение, влияние мощных игроков и собственные стратегические интересы: «Многовекторная внешняя политика сохраняет баланс в отношениях с Россией, Китаем, США и Европейским Союзом в приведенном перечне».
Внешняя политика Казахстана действительно многоуровневая: свои цели Астана реализовывает как на двустороннем, так и на региональном и мировом уровнях. Казахстан видит обеспечение собственной безопасности в привлечении стран-«тяжеловесов», соседей и стран необъятного азиатского региона к различным структурам, чтобы гармонизировать и уравновесить их интересы и амбиции. Отсюда становится понятной активность Астаны в таких структурах, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), ЕврАзЭС, ОДКБ. Более того, Казахстан вполне уже может похвастаться жизнеспособностью собственного детища — Конференции по взаимодействию и мерам доверия в Азии (КВДА). Родившись в формате совещания по инициативе президента Назарбаева еще в 90-х, в 2002 г. эта структура формально оформилась как межгосударственная организация с постоянно действующим секретариатом. Каждое государство-участник берет на себя функцию координатора того направления, которое больше всего отвечает его интересам. Например, Индия курирует энергетическую безопасность и транспортные коридоры. На сегодня КВДА объединяет 20 государств, среди которых достаточно назвать Россию, Китай, Индию, Пакистан, Турцию... И процесс присоединения государств не останавливается. В 2008 г. полное членство получили Объединенные Арабские Эмираты, а Катар — статус наблюдателя. Учитывая текущую ситуацию, уникальность организации заключается еще и в том, что на ее саммитах за одним столом сидят президенты Ирана и Израиля. К слову, Астана надеется, что предстоящий саммит КВДА 7—8 июня в Стамбуле послужит и площадкой для палестино-израильских переговоров. Казахстанская сторона сообщила, что президенты Казахстана и Турции уже послали приглашение Президенту Украины принять в нем участие.
Выпуск газеты №:
№56, (2010)Section
День Планеты