Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Момент истины Ангелы Меркель

Меркель и президент Франции Франсуа Олланд должны опять взять инициативу в свои руки и наконец вывести еврозону на истинный путь
27 февраля, 11:17
ВОЗЬМУТ ЛИ МЕРКЕЛЬ И ОЛЛАНД ИНИЦИАТИВУ В СВОИ РУКИ, ЧТОБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ВЫЗОВЫ, КОТОРЫЕ СЕЙЧАС СТОЯТ ПЕРЕД ЕС? / ФОТО РЕЙТЕР

За последние две недели оба кризиса, с которыми столкнулась Европа, — в Украине и Греции — заострились. В каждом случае Германия и ее канцлер Ангела Меркель были в центре событий, пытаясь достичь дипломатического решения. Это новая роль для Германии, и страна к ней еще не привыкла.

Последняя попытка остановить войну на востоке Украины дипломатическим путем имела еще меньше успеха, чем первая такая попытка в прошлом сентябре. Новое соглашение, подписанное, как и предыдущее, в Минске, фактически признало тот факт, что Украина разделена территориально из-за военных действий. Но где именно проходит разделительная черта, определено не было, потому что президент России Владимир Путин еще может предпринять попытку захватить стратегический порт в Мариуполе, что на Азовском море, таким образом давая Кремлю возможность создать наземный проход между Россией и Крымским полуостровом. Более того, захват Мариуполя откроет возможность захвата южной Украины (включая Одессу) и распространения контроля России над территорией до самого Приднестровья, нелегального анклава России в Молдове.

Путем постоянного применения военной силы Путин достиг главной цели российской политики — контроля над восточной Украиной и непрерывной дестабилизации страны в целом. Действительно, Минск-2 всего лишь отражение реальной ситуации.

Однако остается вопрос, не было ли бы разумнее разрешить вести переговоры единственной стране, которую Путин воспринимает серьезно, — Соединенным Штатам. Учитывая невысокое мнение Путина о Европе, рано или поздно это может стать неотвратимым.

И все же, несмотря на все возможные риски, очень важно, чтобы Германия и Франция, согласованно с Европейским союзом и США, предпринимали дипломатические попытки. Хотя инициатива Минска-2 показала, насколько жалко политическое влияние Европы, она также подтвердила, что без франко-немецкого сотрудничества невозможно обойтись, а также то, что роль Германии в ЕС изменилась.

Меркель сама говорит об этой новой роли. Ее десять лет при власти были охарактеризованы как новая немецкая эра Бидермейер. Солнце осветило Германию и ее экономику, и Меркель считала своей наивысшей обязанностью сохранить благосостояние граждан, не отвлекая их политикой. Но новая значимость Германии в Европе положила конец нео-бидермейеру Меркель. Она больше не определяет свою политику как политику «маленьких шагов», теперь она воспринимает стратегические угрозы серьезно и борется с ними недвусмысленно.

Это касается и кризиса Греции, в которой Меркель, несмотря на ее публичный имидж в южной Европе, не поддержали важные персоны ее партии и администрации. И действительно похоже, что Меркель хорошо понимает неконтрольные риски, связанные с выходом Греции из Евросоюза, хотя еще надо посмотреть, сможет ли она продемонстрировать решительность и пересмотреть неудачную суровую политику, навязанную Греции.

Без такого пересмотра, который был бы направлен на повышение развития, Европа останется тревожно слабой как внутренне, так и внешне. Принимая во внимание нападение России на Украину, это зловещая перспектива, ведь внутренняя слабость и внешние угрозы связаны напрямую.

Греция показала, что еврокризис — это кризис не столько финансовый, сколько касается суверенности. С недавним выбором оппозиционной партии СИРИЗА избиратели Греции выступили против внешнего контроля над своей страной, осуществляемого «тройкой» (Европейская комиссия, Европейский Центральный Банк и Международный Валютный Фонд), Германией или кем-то еще. Но если Греция и будет спасена от банкротства, то это произойдет только благодаря деньгам иностранных налогоплательщиков. Однако будет почти невозможно убедить европейских налогоплательщиков и правительства предоставить дополнительные миллиарды евро без серьезных гарантий и необходимых реформ.

Греческий конфликт показал, что валютный союз Европы не работает, потому что демократически легитимизированный суверенитет одной страны столкнулся с демократически легитимизированными суверенитетами других стран. Национальные государства плохо уживаются с валютным союзом. Но не трудно понять, что от выхода Греции из Евросоюза выигрывает только Россия, вместе с тем в Европе все потерпят поражение.

Несмотря на то, что геополитические риски еще не фигурируют в немецких дебатах, они сильно преобладают над внутриполитическими рисками, если быть полностью откровенными с немецким народом. Немцам следует говорить, что Греция останется членом еврозоны, а сохранение евро будет требовать последующих шагов к интеграции, включая трансферы и взаимные долговые обязательства при условии, что будут созданы необходимые для этого институции.

Такой шаг будет требовать смелости, но альтернативы — продолжение кризиса еврозоны или возвращение к системе национальных государств — намного менее привлекательны. (В Германии есть новая национал-консервативная партия, лидеры которой провозгласили своей целью проводить такую внешнюю политику, которая была до 1914 года.) Принимая во внимание драматичные мировые изменения и прямую военную угрозу Европе со стороны путинской России, эти альтернативы вообще не являются альтернативами, а «проблема» Греции кажется незначительной.

Меркель и президент Франции Франсуа Олланд должны опять взять инициативу в свои руки и наконец вывести еврозону на истинный путь. Германия должна будет поделиться своими финансовыми ресурсами, а Франции придется немного уступить свою политическую суверенность. Альтернатива — сидеть сложа руки и наблюдать, как националисты Европы становятся сильнее, в то время как европейский интеграционный проект, несмотря на шесть десятилетий успеха, все больше и больше приближается к краю пропасти.

Проект Синдикат для «Дня»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать