Перейти к основному содержанию

Может ли региональная интеграция спасти Африку?

11 августа, 18:54

В течение последней четверти века рост мировой экономики ускорился, но Африка продолжала отставать. Действительно, доля континента в мировом экспорте упала с 4,6% в 1980 году до 1,8% в 2000 году, а его доля в мировом импорте за тот же период снизилась с 3,6% до 1,6%.

Доля Африки в мировом потоке прямых иностранных инвестиций (ПИИ) также снизилась: с 1,8% в 1986 — 1990 годах до 0,8% в 1999 — 2000 годах. Способны ли региональные экономические группы, такие как Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA) и Организация по развитию Южной Африки (SADC), помочь в увеличении объёма торговли и содействовать экономическому росту?

Общий объём торговых потоков на юге Африки снизился с $131,1 миллиарда в 2002 году до $112,3 миллиардов в 2003 году, причём доля ЮАР — одной из трёх стран региона, в которой было отмечено положительное сальдо по текущим расчётам — составила 65% от общей суммы. В то время, как объём внешней торговли ЮАР вырос почти вдвое с 1994 по 2002 годы, размеры экспорта, скажем, из Малави в Танзанию или из Мозамбика в Замбию остались незначительными, несмотря на географическую близость.

Низкий уровень международной торговли, несмотря на присутствие SADC и COMESA, является отражением нескольких факторов, включая нефинансовые препятствия: в основном это проблемы с линиями коммуникаций и транспортом, таможенные процедуры и пошлины, а также нехватка информации о состоянии рынков. Более того, в прошлом страны юга Африки делали расчёт на протекционизм и стратегию замещения импорта. Исходя из принципов «слаборазвитой экономики», перекрывались основные экспортные потоки и создавались юридические препятствия иностранному участию в разработке природных ресурсов, а также финансовых и иных услуг, что ещё больше мешало региональной интеграции.

Сегодня страны юга Африки намерены укрепить свою региональную интеграцию посредством гармонизации экономического взаимодействия. Региональный план, одобренный организацией SADC в августе 2003 года в Дар-эс-Салам, столице Танзании, должен сосредоточиться на содействии развитию торговли, на экономической либерализации и на развитии как средствах, способствующих созданию общего рынка, чего и добивается SADC. Для этого требуется завершить формирование зоны свободной торговли и снять ограничения с 85% объёма торговли стран, входящих в SADC к 2008 году, а к 2012-му — со 100%.

Общий рынок, а также согласованность по вопросу свободного движения факторов производства будут способствовать повышению конкурентоспособности, промышленному развитию и росту производительности. Однако протоколов и политических договоров недостаточно для того, чтобы ускорить процесс интеграции. Серьёзным препятствием является огромная разница между странами данного региона в развитии экономики и государственных институтов. Согласно региональному плану организации SADC, устанавливаются временные рамки воплощения в жизнь данной стратегии: в течение ближайших 15 лет. В этой стратегии принимаются в расчёт данные трудности. Она концентрируется на макроэкономических задачах, проблеме долгов и установлении стабильного и надёжного инвестиционного климата.

Гармонизация макроэкономических стратегий необходима для того, чтобы гарантировать, что изменения в одной стране, входящей в SADC, не оказывают отрицательного воздействия на экономическую активность где- то в другом месте. Новая программа действий призывает все страны-участницы полностью согласовать свою экономическую, финансово-бюджетную и валютную политику, начиная с вопросов конвертируемости валюты и унификации валютных курсов и заканчивая созданием в будущем общей валюты. Некоторые из валют приобрели определённую долю конвертируемости в данном регионе, что должно содействовать гармонизации валютной политики и развитию внутрирегиональной торговли, т.к. торговые потоки стран данного региона уходят от партнёров, требующих платы в иностранной валюте.

На юге Африки уже существует определённая форма валютной гармонизации между ЮАР с одной стороны и Лесото, Намибией и Свазилендом с другой: валюты последних меняются по курсу один к одному на южноафриканский ранд. Резервный банк ЮАР внедряет новую валютную политику только после консультаций с центральными банками других стран. Вопреки жёсткой валютной политике и ограничениям по обмену иностранной валюты, данная схема дала толчок развитию торговли и инвестиций, одновременно снизив внутрирегиональные задолженности.

Но долги остаются серьёзной проблемой для всего юга Африки. Совокупный внешний долг региона в 2003 году составил $75,6 миллиарда, в то время как в 2000 году он равнялся только $56,6 миллиарда. Долг Анголы, Мозамбика и ЮАР составляет 75,9% от общей суммы. Ангола, Малави, Мозамбик и Замбия задолжали в среднем около 150% своего ВВП, и погашение долгов поглощает миллиарды долларов ежегодно.

Более того, организация SADC столкнулась с резким снижением потока ПИИ, которые снизились с $9,8 миллиарда в 2001 году до $3 миллиардов в 2003 году. Это относится, в основном, к Анголе, Ботсване и Намибии из-за их непостоянной политики в отношении инвестиций в нефтяную и горнодобывающую промышленность, а также к ЮАР, где процессы приватизации и приобретения собственности замедлились. А между тем в 2003 году только ЮАР и Ангола привлекали 73% ПИИ в регион.

Чтобы стать конкурентоспособным, югу Африки (да и всему континенту) необходимо развивать экспорт различных высококачественных товаров, включая промышленные. В целях привлечения ПИИ, требуемых для достижения данной задачи, страны юга Африки разработали законы, направленные на стимулирование частного сектора экономики с особым акцентом на иностранные инвестиции. Но, несмотря на данные усилия, потоки ПИИ в регион (за исключением ЮАР) остаются слишком слабыми, чтобы оказать серьёзный экономический эффект.

Это является отражением реально существующих и очевидных рисков, связанных с вложением инвестиций в регион. Поэтому страны юга Африки, обладающие наиболее развитой экономикой, должны приложить все возможные усилия для содействия развитию региональной интеграции. Устранение всех торговых препятствий, к чему призывает план организации SADC, позволит им использовать богатые природные ресурсы региона в полную мощь и проложит путь к более тесной интеграции с мировым сообществом для всей Африки.

Габриэль НАХИМАНА — чиновник по экономическим отношениям Комиссии по экономике ООН для Африки

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать