На пороге зрелых отношений
«Мартовские тезисы» Ричарда Армитаджа![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040327/455-3-1_0.jpg)
«Свободное волеизъявление является стандартом, который Киев принял вместе с Планом действий Украина — НАТО, и мы хотели бы видеть, как вы следуете этому стандарту», — напомнил он. По словам Ричарда Армитаджа, «во время саммита НАТО в Стамбуле мы будем говорить о дальнейшем сотрудничестве с Украиной, возможно, об интенсифицированном диалоге, который в конечном счете приведет к Плану действий по получению членства». Но, отметил он, пока речь не идет о том, что интенсифицированный диалог будет принят в Стамбуле. «На этом саммите мы будем обсуждать такую возможность», — повторил он.
По словам Ричарда Армитаджа, «американское правительство благодарно за принятое Украиной решение послать свои войска в Ирак». «Я не думаю, что Украина сделала это для США. Она сделала это по своим соображениям, стремясь участвовать в глобальной войне против терроризма», — сказал заместитель Колена Пауелла, сообщив, что о возможном отзыве украинского контингента из Ирака речь не шла ни на одной из его киевских встреч. В то же время Ричард Армитадж добавил: «Быть врагом моих врагов не значит быть моим другом. Любое решение, принятое в Украине относительно Ирака, ни коим образом не связано с обеспечением демократических процессов. Борьба с террористами — одна из временных приоритетов Соединенных Штатов. Мы в большой степени заинтересованы во всем мире иметь партнеров, которые разделяют с нами общие ценности и обеспечивают демократические процессы».
Отвечая на вопросы журналистов о перспективах получения контрактов на восстановление Ирака для украинских компаний, господин Армитадж отметил, что хотел бы разделить эту проблему и миротворческую деятельность украинского контингента. «Я не думаю, что сыновья украинских матерей пошли в Ирак ради того, чтобы Украина получила контракты, — заявил он. — Они поехали, чтобы участвовать в войне против террористов. Что же касается контрактов, то сейчас готовится группа компетентных в этом вопросе американских официальных лиц. Они приедут в Украину, чтобы работать с нашими друзьями и посмотреть, может ли Украина выдвинуть свои заявки на участие в тендерах и как ей лучше это сделать».
Комментируя по просьбе журналистов конституционную реформу в Украине, Ричард Армитадж отметил, что не обсуждал в Киеве конкретные законопроекты, а имел разговоры о реформе в целом. «Любое государство имеет право вносить изменения в свою Конституцию, но это следует делать очень внимательно и рассудительно. Я не думаю, что браться за это накануне выборов очень мудро», — сказал он. Также господин Армитадж сообщил, что вступление Украины во Всемирную организацию торговли зависит от принятия Верховной Радой соответствующего законодательства, а перспективы предоставления украинской экономике статуса рыночной он связывает с активностью украинского правительства.
По словам Ричарда Армитаджа, во время своего визита он не говорил о возможных санкциях против Украины. Впрочем, отметил он, «нет сомнений в том, что наши отношения не будут прогнозированными и стабильными, если Украина не продемонстрирует свою приверженность демократическим ценностям».
Визит в Киев сразу двух заместителей госсекретаря США — Ричарда Армитеджа и Элизабет Джоунс, участие месяц назад экс-госсекретаря Соединенных Штатов Мадлен Олбрайт в международной конференции в Киеве и ее недавняя статья в «Нью-Йорк Таймс», заседание комитета по вопросам внешней политики в начале месяца в Вашингтоне — несомненные знаки внимания к Украине со стороны Вашингтона. Здесь можно отметить, что контакты происходят с частотой, которой просто не было еще год назад — но и прошлый год не был годом президентских выборов как в Украине, так и в США.
Контакты происходят на уровне, который принято называть рабочим — т.е. между непосредственными исполнителями политики. Планируются поездки сенаторов, происходят визиты представителей неправительственных структур — в частности, недавно в Киеве побывал председатель Американского Комитета НАТО Брюс Джексон, частый гость в Украине, на ближайшее будущее планируется визит бывшего помощника президента по национальной безопасности Збигнева Бжезинского. Контакты на более высоком уровне являются редкими (хотя до конца весны запланирован визит в США министра иностранных дел Украины Константина Грищенко). Иными словами, концепция «малых конкретных шагов», объявленная представителями администрации США, продолжает воплощаться. Слов о стратегическом партнерстве больше не раздается, однако не вспоминаются и недавние кризисы отношений, которые обозначились «кассетным» и «кольчужным» скандалами, проблемой поставок вооружений в Македонию во время конфликта в этой стране.
Общий уровень отношений между Украиной и Соединенными Штатами сегодня очень мало напоминает уровень конца 90-х, при том, что большинство проблем осталось актуальным еще с той поры.
В МИД Украины склонны считать, что в Вашингтоне пришли к осознанию того, что с Украиной следует поддерживать содержательный диалог, а бывшую паузу в отношениях сейчас можно считать преодоленной. Негосударственные эксперты в обеих странах объясняют определенное изменение в отношении к Киеву, в частности, и тем, что происходит сейчас в России — по мнению многих специалистов, Россия сейчас оказалась намного дальше от демократического общества, чем это было несколько лет назад, там сейчас делаются попытки реставрации империи, идет атака государственных структур на капитал (дело Ходорковского). И именно по этим соображениям Украина опять начинает рассматриваться как ключевое государство в регионе. Многие из специалистов в неофициальных разговорах заявляют, что «Украину нельзя терять». Косвенным утверждением того, что эти мысли во всяком случае, принимаются во внимание в Белом доме, можно считать недавнее критическое выступление госсекретаря США Колена Пауэлла в адрес России — несмотря на то, что Россия имеет и будет иметь для Соединенных Штатов очень большое значение в плане проблем международной безопасности. Возможный пересмотр некоторых акцентов американской политики в регионе Восточной Европы означает бдительное внимание к внутренним событиям в странах региона, и прежде всего — в Украине.
Не секрет, что такое внимание приобретает пиковое значение в годы выборов парламентов и глав государств — поэтому с этой точки зрения целый ряд проведеных и запланированных визитов, и значительно выше, чем в предыдущий период, внимание прессы к Украине вполне понятны. В Вашингтоне желают знать, с кем и чем придется иметь дело при выстраивании своей политики и при защите своих интересов, по каким правилам придется играть, насколько искренним может быть разговор. Именно такие подходы в свое время применялись и к странам Центральной Европы, и к России, и к Турции.
События складываются так, что американским интересам отвечало бы успешное развитие Украины по общепринятым для европейских стран нормам, что могло бы определить возможные пределы отношений (партнерство для достижения определенных конкретных целей, длительное партнерство и возможное союзничество, просто равные отношения). С этой точки зрения понятно, почему Соединенные Штаты каждый раз рассматривают выборы в Украине (президентские или парламентские) как ключевые — речь идет о том, какие правила будут установлены, кто будет брать на себя определенные обязательства и каким образом будет отвечать.
Именно поэтому представители США, не скрывая, что решение об отправлении украинской бригады в состав коалиционных стабилизационных сил в Ираке содействовало «размораживанию» отношений, в последнее время все чаще подчеркивают, что Ирак — это только одна сторона медали, и этого для успеха будет мало.
Комплекс проблем, которые стоят в отношениях двух стран, можно разбить на несколько блоков.
Если говорить об отношениях в сфере безопасности, то наиболее показательным примером их развития стал Ирак, а также то, что в последние месяцы практически все официальные представители Соединенных Штатов сосредотачивают внимание на поддержке Вашингтоном стремлений Украины к наиболее полной евроатлантической интеграции. При этом никогда не говорилось, какими могут быть для Украины итоги Стамбульского саммита НАТО в июне — будет ли, в частности, принято решение о распространении Плана действий по обретению членства и интенсификации политического диалога по вопросам вступления в Альянс на Украину. Это является сугубо политическим моментом, и источники как на Западе, так и в Киеве убеждены, что решения будут приниматься, но возможно, даже не в этом году. О влиянии Соединенных Штатов на принятие решений, которые касаются будущего всего НАТО говорить было бы излишним, несмотря на признаки кризиса в этой структуре трансатлантических отношений, который существовал до сих пор. Поскольку Соединенные Штаты никогда не прекращали работу с Украиной на уровне экспертов и специалистов по этим вопросам, то можно допустить, что заинтересованность США в интеграции Украины в евроатлантическое пространство не является просто декларацией. Особенно учитывая ситуацию в Черноморском регионе, на Ближнем Востоке, неуверенность дальнейших отношений между Западом и Россией.
Как сугубо политические отношения, так и отношения в сфере международной безопасности имеют несколько чувствительных моментов, которые имеют происхождение исключительно в украинской внутренней политике. Речь идет, в частности, о закрытии радио «Континент», которому предшествовало прекращение контракта радио «Доверие» с радио «Свобода», противостояние между провластными и оппозиционными группами украинского политикума, не всегда понятную логику принятия решений украинской властью. Все чаще не только официальные представители США, но и руководство НАТО подчеркивают, что дальнейший диалог с Украиной будет зависеть исключительно от ее внутреннего развития. Требование следовать определенным правилам, понятным для того сообщества, куда стремится попасть Украина, собственно, не является чем-то чрезвычайным, и вряд ли здесь стоило бы выдумывать собственный путь.
Отношения в сфере экономики, которые в обеих странах считают неплохими, на самом деле могли бы быть намного лучшими. Украина не имеет статуса страны с рыночной экономикой, формально против нее все еще действует поправка Джексона-Веника к Торговому акту (ее действие ежегодно прекращается специальным обращением президента США к Конгрессу), Украина и США все еще не достигли полной договоренности по подписанию протокола о взаимном доступе на рынки товаров и услуг, необходимого для вступления во Всемирную торговую организации. Соединенные Штаты считают, что Украина все еще не достигла необходимого уровня защиты прав интеллектуальной собственности, не обеспечивает достойного уровня защиты прав компаний в судах, не создала надлежащего общего инвестиционного климата с правовой точки зрения. При этом Вашингтон неизменно заявляет о своей поддержке украинского присоединения к ВТО. Следовательно, и здесь вопросы переносятся в политическую плоскость, и от Украины ждут нелегких, однако, необходимых шагов. Это, в свою очередь, только усилило бы возможности Киева защищать свои собственные интересы (в тех же, в частности, антидемпинговых процессах).
Другой аспект экономического сотрудничества пока что является, скорее, гипотетическим: слова благодарности за участие украинских военных в стабилизационной операции в Ираке все еще не материализовались в конкретные заказы по проектам восстановления этой страны. Известно, что больше 30-ти украинских компаний уже послали заявки на участие в различных проектах по восстановлению Ирака, известно и то, что в самих Соединенных Штатах процесс идет очень нелегко — стоит только вспомнить недавний случай с отстранением от участия в реконструкции Ирака компании Halliburton. Политическая поддержка со стороны Белого дома обещана и постоянно подтверждается — но уже долгое время видимых признаков продвижения процесса нет.
Возможно, только впоследствии станет понятным значение нефтепровода «Одесса —Броды — польская территория» для будущей энергетической карты Европы, который бы мог и не состояться без прямого привлечения Соединенных Штатов (можно также вспомнить историю вокруг «реверса» этого транзитного пути).
В Украине спокойно относятся к акцентам, которые американская администрация делает на внутренней ситуации, проблемах свободы слова, заявляют в дипломатической среде. Главное — сосредоточиться на конкретных задачах. Проблема, однако, в том, что эти «конкретные задачи» вряд ли удастся решить или значительно продвинуть к решению без соблюдения определенного набора правил, одинакового для всех «новичков».
Само по себе «размораживание» украинско-американского диалога в нынешней ситуации можно считать достижением с обеих сторон. Однако проблема его наполнения будет актуальной и после выборов в Украине и США, где администрацию, вполне возможно, возглавят демократы. Справедливым пока что является утверждение, что романтический период отношений между Украиной и США стал давней историей. Для зрелых отношений еще следует построить базу.
Выпуск газеты №:
№55, (2004)Section
День Планеты