Перейти к основному содержанию

Напряжение возвращается

Россия и Грузия спорят, кому и как бороться с боевиками
07 августа, 00:00

Грузии и России к спорам не привыкать. Однако не к таким, который разгорелся на прошлой неделе и начал утихать только на днях. Напряжение в отношениях Тбилиси и Москвы было обусловлено сразу несколькими инцидентами. Во-первых, грузинские пограничники зафиксировали нарушение границы российской военной авиацией. Во-вторых, грузинским же пограничникам удалось задержать группу чеченских сепаратистов, которые проникли через российско-грузинскую границу. В центре внимания опять оказалось Панкисское ущелье, расположенное вблизи границы с Чечней. Эта грузинская местность уже давно стала пристанищем для чеченских беженцев, которые вынуждены были искать спасения от боев в республике на грузинской территории. Москва подозревает, что в Панкиссе прячется немало и чеченских боевиков. Тбилиси якобы этого и не отрицает, и пытается их отлавливать, однако Кремль грузинская самостоятельность отнюдь не утешает. Россияне на наивысшем уровне заговорили о возможности обращения к Совету Безопасности ООН о проведении антитеррористической операции в Панкисском ущелье.

Из тривиальной дипломатической перепалки спор между Россией и Грузией угрожал перейти в открытое противостояние, конфликт или же даже военные действия. Темпы развертывания новой волны напряжения между Москвой и Тбилиси сначала задали авиарейды россиян. Началось все в прошлый понедельник, когда российский вертолет нарушил воздушное пространство Грузии. Ровно через сутки поздно ночью пространство нарушили уже два летающих объекта со стороны России, которые нанесли удары по территории севернее от Панкисского ущелья. 2 июля утром российский военный вертолет пересек воздушную границу Грузии. А на прошлой неделе вторглись в воздушное пространство Грузии уже несколько самолетов Су-25. С трех до пяти часов утра они осуществляли маневры и подвергали территорию Грузии бомбовым ударам в районе горы Чонти. Обошлось без жертв, однако было найдено три невзорвавшихся авиабомбы. В Грузии уже после первого «налета» подвергли жесткой критике российскую сторону. Ничего странного в этом, впрочем, не было. Грузинские радары уже не впервые «ловят» российские самолеты, не впервые в сторону Москвы мечет Тбилиси и грозные дипломатические ноты. Только на российском поведении пока что это никак не отразилось. Тем более, что российские военные отрицают все обвинения Тбилиси. Так произошло и на прошлой неделе. Грузинскому президенту Эдуарду Шеварднадзе ничего не осталось, как заявить, что нарушения воздушного пространства «пока что не имеют опасного характера». При этом грузинская сторона обратилась к международному содружеству, которое и должно бы дать надлежащую оценку действиям россиян. Оценки долго ждать не пришлось. Фактически с поддержкой грузинской позиции выступили Соединенные Штаты.

Мало-помалу российско-грузинское напряжение перешло из плоскости «летальной» в плоскость борьбы с чеченскими террористами. В прошлую субботу на грузинско-российской границе были задержаны семеро чеченцев. В Тбилиси постарались подать данный факт как усилие страны в борьбе с терроризмом. Москва к этому отнеслась с пониманием. Правда, российский президент Владимир Путин не избежал случая и тут сделать упрек грузинам: «От того, как быстро эти преступники окажутся в тюрьме Лефортово, в руках российского правосудия, мы будем делать вывод о том, насколько намерения грузинских властей бороться с терроризмом являются серьезными». Проблему терроризма в Тбилиси понимают, между тем, и без российских напоминаний. Однако Грузия справедливо не понимает, как без какого-либо разрешения или договоренностей другое государство может вторгаться на ее территорию. Сказать, что Грузия спокойно наблюдает за тем, как на ее территории умножаются экстремисты, тоже вряд ли можно. На протяжении двух лет грузинских военных будут тренировать американцы как раз для проведения антитеррористических операций. Россия, очевидно, также могла бы провести переговоры с грузинами относительно каких-либо общих акций в Панкисском ущелье. Только, очевидно, Тбилиси на это вряд ли пойдет. Во-первых, Грузия уже научена горьким опытом Абхазии, где российское влияние отражается далеко не наилучшим образом на грузинском суверенитете. Во-вторых, неизвестно, к каким последствиям могут привести общие действия грузин и россиян в Панкисском ущелье, заселенном чеченцами. Справедливы ли сетования Москвы относительно Грузии? По-видимому, только частично. Есть проблема, ее нужно решать. Но при этом не забывать, откуда она взялась. «Происходящее в ущелье не было выбором Грузии, события в Чечне вызваны не панкисской проблемой, наоборот, обстановка в Чечне обусловила усложнение ситуации в Панкисском ущелье». Цитата из недавнего выступления Эдуарда Шеварднадзе..

КСТАТИ

За комментарием относительно российско-грузинского напряжения «День» обратился в Министерство иностранных дел Украины. Советник пресс-службы внешнеполитического ведомства Сергей Довбешко сообщил, что Киев «высказывает обеспокоенность и озабоченность такими фактами на грузинско-российской границе». В МИД также надеются, что «обе стороны будут решать все проблемные вопросы мирным путем и будут воздерживаться от действий, которые могут спровоцировать эскалацию напряжения в регионе». Напомним, что Украина пытается принимать активное участие в разрешении грузино-абхазского конфликта. Не исключено также участие наших миротворцев в Абхазии, если соответствующий мандат будет получен от СБ ООН. На протяжении двух лет Украина была участником Группы друзей Грузии при Генсеке ООН (лишилась этого статуса с завершением членства в СБ ООН).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать