Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

НАТО после Украины

Альянс должен активнее привлекаться к реформированию и перевооружению украинских вооруженных сил
22 мая, 11:31
ФОТО NATO.INT1

Российская агрессия в Украине поставила под сомнение готовность и возможность НАТО защитить свой восточноевропейский фланг. Для такой страны, как Польша, величественный принцип НАТО о коллективной обороне, который является важным для национальной безопасности в отсутствие соответствующих военных возможностей и практического применения, остается просто политическим обязательством.

Когда Польша вступила в НАТО 15 лет назад, тогда было понятно, что Статья 5 — и принцип «все за одного, один за всех», который предусматривает коллективный ответ на вооруженное нападение на любого из членов, — будет краеугольным камнем безопасности страны. С тех пор союзники нашли множество способов, чтобы закрепить обязательства, следующие из статьи 5, в оперативной практике. Новая Стратегическая концепция, которая была принята на Лиссабонском саммите Североатлантического союза в 2010 году, определила коллективную оборону в качестве одной из трех основных задач, подчеркнув важность разработки планов действия в чрезвычайных ситуациях, организацию совместных учений и тренировок, а также создание «видимых заверений» для государств-членов. Как определяющая стратегия, эта повестка дня отвечает польским ожиданиям.

Планы действий в чрезвычайных ситуациях, о которых Польша договорилась в 2008-2010 годах, включают в себя укрепление страны в военном отношении в случае агрессии с востока. Литва, Латвия и Эстония реализовали аналогичные планы.

Вторым практическим шагом улучшения готовности НАТО защищать свой восточный фланг была организация совместных военных учений, таких как «Стойкий джаз», прошедших в Балтии и Польше в 2013 году. Эти учения опять подтвердили серьезность НАТО в отношении защиты своих восточных членов.

Не менее важным является создание институтов НАТО в Польше, в частности его Сигнального батальона и Учебного центра объединенных сил, который Польше удалось сохранить, несмотря на реформы системы командования НАТО. В отсутствие второго это институционное присутствие усиливает чувство безопасности у поляков — для многих из нас, чем больше присутствие НАТО у нас, тем лучше.

Такой же принцип касается инвестиционной программы безопасности НАТО. Из Фондов этой программы уже было израсходовано более € 650 млн, например, на модернизацию военно-воздушных, военно-морских и материально-технических баз Польши.

Наконец, в рамках соглашения, которое было подписано со США в июне 2011 года, американский авиаотряд, который организует совместную подготовку пилотов F-16 и Hercules, действует в городе Ласк, в центральной части Польши. Таким образом, впервые американские войска постоянно дислоцируются на территории Польши. Эту модель размещения сил США в Центральной Европе следует доработать, поскольку она является символическим подтверждением преданности Америки этому региону.

Эти практические мероприятия проходят в момент, когда агрессия России в Украине развеяла сомнения по поводу важности НАТО. Но признание потенциальной опасности это не то же, что формирование эффективного ответа. Стратегическая обстановка сегодня совсем не такая, как это было в 1997 году, когда лидеры стран НАТО поддержали заявки Польши, Чехии и Венгрии на членство и предоставили Украине и России статус привилегированного партнера. Действительно, агрессия России в Украине заставляет НАТО пересмотреть свои отношения с Россией и Украиной. В любом случае, на саммите Альянса в Ньюпорте, Уэльс, в сентябре 2014 года необходимо будет разработать новое стратегическое виденье этих отношений.

Чтобы сделать это, НАТО должно ответить на четыре ключевых вопроса. Во-первых, насколько преданными Европе являются США? Хотя президент США Барак Обама сместил фокус в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, сокращение вооруженных сил США в Европе, это не должно ослабить возможности альянса или время на реагирование. Но европейцы, тем не менее, должны, как и ранее, выступать за первоочередную важность трансатлантических баз НАТО.

Во-вторых, насколько преданной в отношении НАТО является Европа? Финансовый кризис 2008 года привел к серьезным сокращениям расходов на оборону. Такую опасную политику необходимо как можно скорее изменить. Это не просто вопрос денег; Европа также должна развивать военную специализацию и совместные возможности, которые в целом усиливают альянс. Если в самой Европе не хватает преданности, то что уже говорить о продолжении привлечения США?

В-третьих, как следует НАТО переопределить свои отношения с Россией? На волне событий в Крыму и Восточной Украине, привилегированное партнерство России с НАТО, очевидно, является устаревшим. Это не значит, что Совет РОССИЯ-НАТО нужно распустить. Но подход НАТО к России нужно изменить, если Альянс хочет сдерживать дестабилизировавшую агрессию России в Восточной Европе, на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Вот почему Альянс должен разработать новую разумную политику сдерживания России, опирающуюся на политические, дипломатические, финансовые и военные инструменты.

Наконец, как мы можем укрепить отношения с Украиной, чтобы ее граждане не чувствовали себя одинокими или обреченными на конфликты и неудачи? Запад должен продемонстрировать, что политически он на стороне Украины и поддерживает ее прозападный курс. А НАТО должно укрепить военное сотрудничество с Украиной, реализуя положение Хартии об особом партнерстве. Это значит, что Альянс должен активнее привлекаться к реформированию и перевооружению украинских вооруженных сил.

НАТО остается актуальным относительно сегодняшнего глобального порядка, как и после 1949 года. Однако, в дополнение к формированию стратегических приоритетов, Альянс должен иметь практические планы для их реализации на Земле.

Проект Синдикат для «Дня»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать