Навстречу «Большой Европе»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040331/457-3-2_0.jpg)
Согласно тексту европейского соглашения по безопасности, подписанного в 2003 году, «в интересы Европейского Союза входит создание благоприятных условий для образования у его границ кольца благополучных стран, с которыми можно тесно и плодотворно сотрудничать». Сегодня Еврокомиссия детально разрабатывает этот принцип в своей политике в рамках «Инициативы Большой Европы».
Но такая инициатива не может быть успешной до тех пор, пока она остается внутри брюссельской бюрократии. Эта инициатива должна стать политической. Евросоюзу необходимо держать связь со своими менее развитыми экономически соседями. Для Европы это жизненно важно, но без политической и финансовой поддержки тут не обойтись.
Самый мощный инструмент влияния ЕС на развитие политики и экономики соседних стран — это перспектива их членства. Но, увы, проблемы нынешнего укрупнения ЕС делают нереальным предложение членства другим странам, кроме тех, которые рассматриваются ныне — Болгарии, Румынии, Турции и, возможно, балканских стран.
Ранее путь к членству определяло Соглашение о присоединении. Отличительной чертой стран Восточной и Южной Европы было отсутствие многих атрибутов, необходимых для членства. Инициатива Большой Европы призвана помочь в их создании. Соглашение о присоединении, хотя и желаемое, может быть неадекватным, как показал опыт Евросоюза на Балканах.
Вначале ЕС взял правильный курс на Балканах: сближая страны с Евросоюзом, он делал их ближе друг другу. Министры иностранных дел оформили эту идею в пакт о стабильности. Но министры финансов отказались его финансировать — так что пакт остался оболочкой без реального наполнения.
Идею подхватила Еврокомиссия и изложила ее как двустороннее Соглашение о стабильности и присоединении, и изначальная идея регионального примирения была утеряна. В результате успехи на Балканах крайне малы, о чем говорят новые волнения в Косово и Сербии.
Инициатива Большой Европы изначально хороша тем, что признает, что отношения между ЕС и его соседями по существу асимметричны. ЕС должен помочь развитию демократии в соседних странах, не ожидая или не требуя взаимных уступок.
Однако ЕС должен ожидать и требовать прогресса и строить свою помощь так, чтобы помочь этим странам. Обусловленность — не лучшее слово для описания данных отношений, поскольку это подразумевает, что условия должны быть выполнены до предоставления помощи со стороны Евросоюза. Но сегодня ЕС должен взять инициативу на себя; от уступок можно будет отказаться, если эти ожидания не будут оправданы.
Это значит, что политика ЕС должна зависеть от конкретной страны. Желательно создать совместные со странами рабочие группы, принять, оценить и поправить план действий. Еврокомиссия уже готовит такие планы. Им нужно придать больше жизни.
Между восточным и южным направлениями работы ЕС есть важные различия. Лично я имею дело со странами-соседями на Востоке, поэтому ограничу свои замечания этим регионом.
Восток Большой Европы — это «ближнее зарубежье» России. И если ЕС не может предложить им членство в Союзе, то Россия рада принять их в обновленную империю. Поэтому у ЕС должны быть стимулы более важные, чем давление, оказываемое Россией.
Найти такие стимулы несложно: простой доступ к общему рынку Европы, льготный визовый режим, благоприятные условия для работы и иммиграции, доступ к капиталу, культурные связи, техническая помощь. Предполагается, что в бюджете Союза не будет средств на Большую Европу до 2007 г. Но была бы цель — средства найдутся. Такая инициатива — заманчивая альтернатива политике администрации Буша по распространению демократии военным путем.
Я учредил фонды «Открытое общество» во всех странах бывшего СССР. Они делают в малом масштабе то, что в большом масштабе следует делать Инициативе Большой Европы: способствовать развитию демократии, поддерживая гражданское общество и в то же время работая, насколько возможно, с правительствами этих стран. Чем меньше восприимчивы власти, тем более важно поддерживать развитие гражданского общества. Таким же принципом должен руководствоваться и ЕС. Составляющая гражданского общества должна быть включена в каждый план действий.
Конкретные планы действий нужны еще до одобрения Инициативы Большой Европы. Скоро выборы в Украине и в Молдове, и свойственные выборам злоупотребления нарастают. Вполне возможно убедить правительства этих стран обуздать такие тенденции, предложив им значительную поддержку.
Мирная революция в Грузии нигде, похоже, не повторится, но соседние режимы занервничали. Их нужно убедить в том, что усиление власти закона и институтов демократии пойдет им на пользу. Грузии же нужна максимальная поддержка, требующая плана действий, отличного от других подобных планов.
Лишь Беларусь, как кажется, далека от освобождения; но кажущееся может быть лишь таковым. Поведение президента Александра Лукашенко возмутительно, и это делает смену режима возможной. Страны ЕС осудили попытку Лукашенко уволить ректора престижного Европейского гуманитарного университета и приняли другие меры, ослабляющие его позицию.
К сожалению, политические условия в России ухудшаются. После периода хаоса Россия теряет и те немногие атрибуты открытого общества, что у нее были. Не оказав России существенной помощи, Запад, таким образом, утратил свое политическое влияние. Лучший способ содействия открытости — усилить коммерческие и экономические связи, но прекратить считать Россию нарождающейся демократией. Для ЕС все важнее становится более активное участие в жизни своих соседей, чья политическая ориентация не укрепилась окончательно.
Выпуск газеты №:
№57, (2004)Section
День Планеты