Неделя без Доренко
Не могу сказать, что я был в отчаянии, как зритель. Я очень редко смотрю программы Сергея Доренко. Я уверен, что он один из лучших телепрофессионалов, которых мне вообще приходилось видеть на экране. Однако меня не очень интересует пропаганда. Я могу предвидеть, что скажет Доренко — то, что будет отвечать интересам команды, членом которой он стал в один из божьих дней. Я могу предвидеть, как он это скажет — профессионально. Почему я должен быть участником этого образцового пропагандистского аттракциона?
Однако Сергей Доренко может прожить и без моего участия. Его телевизионный электорат нельзя даже и сравнить с аудиторией других российских аналитических программ. Возможно, можно выразить сожаление по поводу того, что российские телезрители засыпали от Николая Сванидзе и не понимали Евгения Киселева. Однако такая уже аудитория. И среди нее, кстати, всегда были благодарные кремлевские зрители — когда Сергей Доренко «мочил» Евгения Примакова и Юрия Лужкова, можно себе представить эмоциональную реакцию будущего президента!
Однако Сергей Доренко не был членом команды Владимира Путина. Он был членом команды Бориса Березовского. В этом есть своя логика. В свое время этот телевизионщик до последнего боролся за собственную независимость. Не поддержанный коллегами, затравленный телегенералами, он согласился на предложение «олигарха» и стал играть по его правилам. Эти правила так быстро стали правилами Доренко, что трудно было понять, где заканчивается его игра и начинается игра Березовского... И каждый раз, когда Доренко снимали с эфира, это означало только одно: власть не знает, как с ним спорить. Она считает лучшим избавиться от него.
Так было во время анахронического премьера Евгения Примакова. Так произошло во время Владимира Путина: конечно, президент, который обижался даже на программу «Куклы» и начал войну против своей резиновой копии, был ошарашен, когда пушка доренковской критики развернулась в его сторону. Так в очередной раз власть решает за граждан, что им смотреть, к кому прислушиваться...
Власть, которая тотально контролирует информацию во время современных технологий, обречена даже в странах, где Интернет известен только в столицах, а серьезные газеты теплятся в тени таблоидов. Так как запрещенная информация и неразрешенная интерпретация быстро передвигаются в слухи, анекдоты, в пренебрежение к трусливому чиновничеству, занятому борьбой с зеркалами. Поэтому неделя без программы Сергея Доренко — опасная неделя для будущего российского общества. Мы хорошо это понимаем, ибо уже который год живем в стране, телевидение которой доказало свою способность создавать качественные информационно-аналитические еженедельники — и избавилось от них, чтобы не вызывать неудовлетворенности «там». И что теперь — теперь, когда следует объяснять населению, что такое экономические реформы, каковы намерения власти, почему принимаются непопулярные решения — на телеэкране просто не осталось авторитетных людей, способных все это сказать. Наша «неделя без Доренко» продолжается не первый год. Российская — только начинается. Анализируя наш опыт, могу засвидетельствовать: такие периоды не помогают ни власти, ни телевизионщикам. И что самое главное — они не помогают обществу, тормозя его развитие, способность мыслить, сравнивать, выбирать и действовать.
Выпуск газеты №:
№164, (2000)Section
День Планеты