Нефть сближает, кладбище — разъединяет
Главными темами их беседы будут, очевидно, две — транспортировка нефти из Каспия и проблемы с польскими захоронениями на Лычаковском кладбище в Львове. Их предварительно обсудили в Одессе члены консультативного комитета при президентах, возглавляемого секретарем СНБОУ Владимиром Горбулиным и его польским коллегой Мареком Сивецем.
С будущим путем транспортировки нефти, похоже, поляки и украинцы определились. Путь Баку — Супса — Одесса — Броды—Адамова Застава выгоден обоим государствам. А сам путь каспийской нефти в Европу — вдвое более короткий, чем поддерживаемый Соединенными Штатами маршрут Баку — Джейхан. Такова, по словам Горбулина, «геометрия и экономика», благодаря которой украинско-польский проект обсуждается все шире. И нужно совсем «немного» — заинтересовать в его перспективности международные финансовые организации и компании. Поляки даже посетили недостроенный терминал под Одессой, что, по словам Сивеца, свидетельствует о реальном интересе польских деловых кругов.
С ситуацией на Лычаковском кладбище — хуже. Достигнутые договоренности Сивец назвал «трудным компромиссом» — возможно, потому, что поляки хотят видеть на могилах своих жолнеров только плиту «Защитникам Львова», которая абсолютно не воспринимается львовянами — и небезосновательно. Леонид Кучма призывал «не политизировать» ситуацию. Однако представители Польши не могли не знать и не учитывать настроений львовских украинцев, для которых «польские орлята» никогда не были друзьями. Тем более, когда в самой Польше отношение к украинцам и украинскому — далеко не лучшее. Вспомнить хотя бы отмененный украинский фестиваль в Перемышле. Как закрыть тему и абстрагироваться от истории, похоже, сегодня не знает никто.
Выпуск газеты №:
№212, (1998)Section
День Планеты