«Нельзя проводить выборы там, где их невозможно провести»
Эксперты «Дня» о результатах 11-й встречи министров иностранных дел в «нормандском формате»
Как и ожидалось, очередная одиннадцатая встреча глав дипломатических ведомств Украины, Германии, Франции и России в Париже вчера поздно вечером завершилась ничем. Официальный Берлин и Париж почти синхронно заявляют о необходимости проведения выборов на оккупированном Донбассе в течение полугода и призывают Киев принять необходимое законодательство. И это все при том, что Россия и поддерживаемые ею боевики не выполняют первые два пункта Минских договоренностей от 12 февраля 2015 года, которые предусматривают прекращение огня и отвод вооружений.
В специальном заявлении глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, выразив недовольство результатами нормандской встречи в Париже, призвал Киев и Москву идти на компромиссы. Немецкий министр заявил, что выборы на оккупированном Донбассе не могут быть отложены, поскольку являются основной предпосылкой для обеспечения прогресса в политическом процессе. В свою очередь министр иностранных дел и международного развития Франции Жан-Марк Эро выразил надежду, что эти выборы состоятся до окончания первого полугодия 2016-го.
Выглядит довольно странно, что именно этот пункт из тринадцати является главным для шефов немецкой и французской дипломатии. А почему, скажем, не первый или второй, или пункты, которые предусматривают вывод российской техники и войск и возвращение Украине контроля над границей, через которую на Донбасс как раз и продолжает попадать российское вооружение и боевики, включая российские боевые подразделения.
Со своей стороны министр иностранных дел Украины Павел Климкин так в своем Twitter прокомментировал результаты пятичасовых переговоров в Париже: «Не обращайте внимания на различные интерпретации. Никаких выводов не согласовали. Наша позиция - сначала безопасность». На пресс-конференции он отметил, что главный акцент украинской стороны заключался в необходимости обеспечить безопасность и осуществить такие избирательные модальности, которые бы соответствовали украинскому законодательству и стандартам ОБСЕ.
Между тем глава российского МИДа Сергей Лавров со свойственной ему категоричностью заявил, что инициатива Германии и Франции провести выборы на Донбассе до июня, которую поддержала и Москва, была отвергнута украинской стороной, поэтому «консенсуса не вышло». Более того, он снова выставил фактически ультиматум Киеву, отметив, что для голосования на оккупированном Донбассе необходимо предоставить особый статус Донбассу, провести амнистию и конституционную реформу.
«БЕРЛИН И ПАРИЖ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ НАД ТЕМ, ЧТОБЫ УБЕДИТЬ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ПРОТИВНИКОВ САНКЦИЙ, ЧТО В ДАННЫЙ МОМЕНТ БЫЛО БЫ ОПАСНО ОТМЕНЯТЬ ИЛИ ХОТЯ БЫ ОСЛАБИТЬ ИХ»
Сюзан СТЮАРТ, Немецкий институт по вопросам международной политики и безопасности (SWP), Берлин:
- Берлин хотел бы видеть закон, принятый украинским парламентом о выборах на оккупированных районах Донбасса, потому что это был бы один из элементов, который можно указать для демонстрации определенного прогресса, достигнутого в рамках Минских договоренностей. Другой вопрос, будут ли иметь место такие выборы, даже если такой закон был принят.
Что касается реализации Минска-2, то я не вижу никаких шансов для существенного прогресса в реализации соглашения в текущей фазе. Россия не хочет отказаться от этого рычага контроля, а Украина не готова взять на себя основные шаги, не видя высшего уровня ответственности со стороны России по выполнению этого соглашения. В такой ситуации Германия и Франция как представители Европейского Союза в «нормандском формате» должны информировать своих партнеров в ЕС, что нереально ожидать достаточного прогресса к лету этого года, чтобы оправдать отмену санкций. Поэтому Берлин и Париж должны работать над тем, чтобы убедить многочисленных противников санкций, что в данный момент было бы опасно отменять или даже ослабить их.
«НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ РОССИЯ ВЫВЕЛА СВОИ ВОЙСКА ИЗ ОККУПИРОВАННОГО ЕЮ ДОНБАССА, А УКРАИНА ВОССТАНОВИЛА СВОЙ КОНТРОЛЬ НАД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕЙ»
Александр МОЦИК, экс-посол Украины в США, Киев:
- Все хорошо понимают, что в первую очередь должны быть решены вопросы безопасности. Необходимо, чтобы Россия вывела свои войска из оккупированного ею Донбасса, а Украина возобновила свой контроль над государственной границей. И тогда можно будет говорить обо всех остальных вещах, о выборах, изменениях к Конституции, организации жизни на тех территориях, которые сегодня не подконтрольны Украине, а также обо всем остальном. Как провести выборы на территории, контролируемой агрессором, и как возможно, чтобы эти выборы соответствовали нормам ОБСЕ и проходили в соответствии с международными правилами.
Что касается позиции Германии об обязательном проведении выборов в этом полугодии. Если мыслить логически, то, прежде всего, главным является вопрос безопасности, нельзя проводить выборы там, где их невозможно провести. Если попытаться это сделать, то мы получим абсолютно неприемлемый результат не только для Украины, но и для всей Европы. Поэтому вещи должны двигаться в логическом порядке.
Позиция Украины остается неизменной: сначала обеспечение безопасности для проведения выборов и для других вещей, которые должна сделать украинская сторона. Здесь очень простая логика: мы не можем ставить лошадку впереди телеги и думать, что она будет толкать ее вперед.
Ситуация на Востоке и вопрос Крыма - это не только украинский вопрос, а вопрос безопасности всего европейского континента. Порядок в Европе построен на международном праве, а сегодня одна из стран, которая принимала непосредственное участие в построении этого порядка, основанного на международном праве, осуществила грубое нарушение норм международного права, применила силу, оккупировала часть украинской территории, поддерживает действующих там боевиков. Поэтому Европа не должна признавать это как нормальную ситуацию. И она должна работать совместно с другими международными игроками, в том числе с Соединенными Штатами Америки, для восстановления международного права и справедливости. А это означает восстановление Украиной контроля на всей своей территории, включая Крым и Донбасс.
Европа - достаточно мощная организация, и надо, чтобы она решила этот вопрос. Если у страны-нарушителя нет желания уважать международный порядок, международное право, то в таких случаях должны применяться международные санкции. И они со временем должны усиливаться, чтобы склонить такого субъекта международного права уважать его.
«Нужно стимулировать Германию и Францию назвать агрессора по имени и оказать давление на Россию, а также поддерживаемых ею боевиков»
Феликс Шимански-Гайер, доцент магистерской программы «Немецкие и европейские студии» Киево-Могилянской академии и Координатор проекта «Немецкие и европейские студии» Университета имени Фридриха Шиллера в г. Йена:
- Штайнмайер вводит себя в заблуждение, считая, что местные выборы это - важный вопрос в текущей ситуации в Восточной Украине. Местные выборы невозможны в нынешней ситуации на оккупированных территориях. Вопросы безопасности и восстановления перемирия являются самой актуальной проблемой на земле, так как мы видим рост в последние дни и недели атак с применением тяжелых вооружений в Марьинке и других точках на линии столкновения. Поэтому в интересах всех сторон должно было бы быть скорейшее расследование с помощью Специальной наблюдательной миссии ОБСЕ, почему поддерживаемые Россией боевики восстанавливают свои атаки по украинским позициям, а также прекращение поставок вооружений из России. На данном этапе нет большой перспективы относительно дальнейших успехов на переговорах, если формат будет продолжаться в его нынешнем духе. Нужно стимулировать Германию и Францию назвать агрессора по имени и оказать давление на Россию, а также поддерживаемых ею боевиков. Это должно быть реальной целью, а не выборы.
Section
День Планеты