Нет конца скандалу вокруг Коля и его соратников
Несколько дней назад председатель Христианско-демократического союза Вольфганг Шойбле заявил с трибуны бундестага: торговца оружием Карл-Хайнца Шрайбера он видел в жизни один раз — после обеда, устроенного ХДС для близких к партии предпринимателей. Депутат от партии «зеленых» Штребеле, получивший в свое время широкую известность после резкого выступления с осуждением бомбардировок Косово натовскими самолетами, выкрикнул с места: «с чемоданом или без»? «Без», — сказал Шойбле.
Теперь выяснилось, что это ложь — чемодан был. В этом чемодане — сто тысяч немецких марок наличными. Шойбле даже не поинтересовался, откуда деньги и от кого. Теперь он говорит, что считает деньги чистыми, т.е. после выплаченных налогов. Но если не известно, от кого деньги (Шрайбер был только курьером), то как установить происхождение ста тысяч? У этого чемодана туманна не только предыстория, но и дальнейшая судьба. Шойбле уверяет, что передал деньги казначею партии, а куда они потом делись — покрыто мраком.
Возмущению избирателей не было границ: и все это делает тот самый Шойбле, который клялся, что со всей последовательностью разберется с тайными счетами почетного главы партии и бывшего канцлера ФРГ Гельмута Коля! («День» писал об этой афере неоднократно.) Как говорится в классическом произведении: а судьи кто? У самого, оказывается, рыльце в пушку.
Но истории оказалось недостаточно, если в нарушении законов, которые они сами же и принимали, обвиняются (пока что прессой и общественностью, а не прокуратурой) два ведущих политика последнего десятилетия — Коль и Шойбле. В конце прошлой недели с заявлением выступил бывший министр внутренних дел ФРГ Манфред Кантер, а также нынешний премьер-министр земли Гессен и председатель местной ХДС Роланд Кох. Кантер рассказал грустную историю о том, что в свое время он (тогда председатель земельного отделения партии) отправил за границу (во избежание налогообложения и глупых вопросов о происхождении денег) восемь миллионов марок. Теперь (как подозревают социал-демократы и «зеленые» — для финансирования выборов, которые ХДС выиграла) нужно было обеспечить перевод денег с Лихтенштейна и Швейцарии. Просто перевести нельзя — спросят откуда. Привезти в мешке, как это делал Шрайбер для Коля — рискованно. И тогда казначей гессенского отделения ХДС Казимир Принц Сайн-Виттгенштейн (настоящий благородный принц!) выдумывает историю о богатых евреях немецкого происхождения, которые, умирая, завещали деньги гессенскому ХДС. Злые языки говорили, что ХДС научилась устраивать так, что богатые евреи умирали всегда вовремя — накануне выборов в бундестаг и ландтаг, когда у партии были затруднения с деньгами.
Но что же это за евреи, так любящие ХДС? Имена не назывались, видимо, чтобы не тревожить прах покойных, но зато нашелся юридический агент из Лихтенштейна Гасснер, который, по словам ХДС, якобы занимался наследством, и официально заявил, что ни о каком наследстве он не знает. Кто врет?
Прокуратура Висбадена, гессенской столицы, возбуждает дело против ХДС. Ведутся первые опросы свидетелей. ХДС «корректирует» свои данные: не Гасснер, а Бюлер распоряжался наследством. Становится известно (и тоже благодаря не ХДС, а журналистам), что гессенская ХДС получила на протяжении короткого времени 13 миллионов марок от анонимных «евреев», а также полтора миллиона марок беспроцентного кредита от самого Принца Виттгенштейна. Не слишком ли много бескорыстной любви к родной и неродной партии?
Бомба разорвалась 14 января: на пресс-конференции Кантер и Кох рассказывают, что никаких завещаний и евреев не было, были на самом деле нелегальные заграничные счета. Но вся ли это правда? По словам Кантера, он положил за границей восемь миллионов, по «завещаниям» партия получила уже 13, а в Лихтенштейне остались лежать еще 17 миллионов марок. Если деньги там размножаются с такой скоростью, то, может, всем переводить зарплату в Лихтенштейн?
Ни одного слова не сказано о том, откуда взялись восемь миллионов. Кантер уверяет, что «из взносов членов партии», а пресса подозревает, что из одиозного «Общественно-государственного объединения» — известной машины ХДС по отмыванию денег, скандал вокруг которой разгорелся в конце восьмидесятых лет и после которого все (в том числе и Коль) клялись, что теперь ни на шаг не отступят от законов страны о партийном финансировании.
В Гессене все настойчивее звучат требования о новых выборах: если ХДС преступно финансировала свою избирательную кампанию за счет нелегальных средств, то таким образом она нарушила принцип равенства шансов партий, закрепленный в законах, а значит необходимо провести новые выборы.
Премьер-министр Кох клянется в своей честности, но кто же ему поверит: переводивший в свое время деньги на заграничные счета Манфред Кантер тоже был в правительстве Коля министром внутренних дел и каленым железом выпекал заграничные счета мелких налогоплательщиков, которые таким образом хотели скрыть от государства несколько своих честно заработанных марок. А сам...
Короче — в двух землях ФРГ вскоре будут выборы. ХДС, которая еще два месяца назад, по опросам, на 10 процентов опережала социал- демократов, теперь поменялась с ними местами. Шойбле, выступавший в Киле, был освистан однопартийцами после того, как сказал, что он с первой же минуты прилагает все усилия для установления истины — о ста тысячах он вспомнил только тогда, когда отступать было некуда. Генеральный секретарь ХДС Ангела Меркель, по ее словам, «опечалена и растеряна»; о бывшем министре обороны Рюэ, который является кандидатом на пост премьер-министра в Шлезвиге-Гольштайне, газеты пишут, что на открытии избирательной кампании он выглядел, «как на собственных похоронах». Газеты напоминают историю итальянской христианско- демократической «сестренки», развалившейся под ударами собственных финансовых афер.
Многомиллионная «Бильд» вышла под первополосной шапкой «ХДС: отмывание денег, как в мафии». «Зеленый» депутат бундестага Эчдемир требует прежде всего сложения депутатских полномочий от Манфреда Кантера: «Тому, кто как крестный отец международного салона по отмыванию денег годами обманывал общественность и без угрызений совести нарушал закон, нечего искать в бундестаге».
Афере не видно конца...
Выпуск газеты №:
№6, (2000)Section
День Планеты