Неудачный саммит в Тунисе
Арабский мир разделился на два лагеря![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040526/490-3-3_0.jpg)
В прошлые выходные в Тунисе состоялся 16-й саммит Лиги арабских государств (ЛАГ), который еще раз продемонстрировал неспособность арабов самостоятельно навести порядок в своей «арабской хате». Даже в такое критическое для арабских народов время только 13 арабских глав государств из 22 смогли принять участие в саммите.
Саммит ЛАГ в Тунисе должен был пройти еще в конце марта, однако его отменили в последний момент из-за того, что арабским лидерам не удалось прийти к согласию по содержанию проектов основных документов, которые предусматривалось принять на этом саммите. Беспрецедентное за 59- летнюю историю существования этой организации ни с кем из арабских лидеров не согласованное заявление президента Туниса Зейна Аль-Абидина Бен Али о перенесении саммита в последний момент перед его проведением, вызвало шок в арабских странах. Официально это неординарное решение тунисского президента объяснялось тем, что некоторые члены ЛАГ не согласились с проектом документа о реформировании арабских стран, в котором содержался призыв «отказаться от экстремизма, фанатизма, насилия и терроризма».
В целом же при подготовке проведения этого саммита на уровне министров иностранных дел арабские страны разделились на два лагеря — те, кто пытался согласовать свои позиции с американской, и те, кто призывал противостоять Вашингтону и Тель-Авиву в их политике на Ближнем Востоке. Представители «проамериканского» лагеря призывали осудить самоубийственные акции и прекратить вооруженные действия на палестинских территориях, выражали готовность к сотрудничеству с США в реформировании Ближнего Востока. Оппоненты же этого лагеря призывали к практическому выполнению решений Бейрутского саммита 2002 года, к поддержке палестинской интифады, обеспечению права палестинцев на возвращение в соответствии с резолюцией ООН 194, выводу «оккупационных войск» из Ирака. Представители этого направления заявляли, что американский проект «Великого Ближнего Востока» является вмешательством во внутренние дела арабских стран. Подавляющее большинство арабских стран воздерживается от четких комментариев относительно этого проекта. Только Саудовская Аравия, Сирия, Ливан и Египет выступают за альтернативный арабский проект.
Убийство 22 марта израильтянами лидера радикальной палестинской организации ХАМАС вызвало волну возмущения среди «арабской улицы» и осуждение среди большинства стран мира, что значительно ослабило позиции «умеренных» арабских режимов. Проведение арабского саммита в этих условиях имело бы нежелательные политические последствия как для Израиля, так и для США, которые именно в это время оказались в трудном положении в Ираке из-за усиления активности иракского движения сопротивления. Значительная часть арабских аналитиков склоняется к тому, что перенесение саммита стало результатом давления со стороны Вашингтона.
На саммите в Тунисе не было принято никаких решений, которые могли бы быть реализованы на практике и имели бы какое-то влияние на изменение ситуации в Ираке и в Палестине. Традиционно арабские лидеры ограничились декларациями, которые повторяются из года в год почти без изменений. В итоговом заявлении Тунисского саммита арабские лидеры практически повторили положения заявлений предыдущих саммитов. В частности, они снова заявили о своей преданности арабской инициативе мирного урегулирования арабо-израильского конфликта, принятой на Бейрутском саммите, а также призвали президента США реализовать свои обязательства по созданию независимого палестинского государства рядом с израильским. В заявлении осуждается «израильский геноцид» против палестинского народа, содержится требование снять блокаду с палестинских территорий и Ясира Арафата, прекратить строительство «разъединительной стены» вокруг Западного берега и Иерусалима. Арабские лидеры в очередной раз потребовали вывести израильские войска с оккупированных сирийских Голанских высот. Новым элементом в поддержке Сирии было «несогласие» арабских лидеров с последними американскими санкциями против Дамаска.
Касаясь иракской проблемы, участники саммита отметили, что ООН должна играть более активную роль в Ираке в процессе передачи власти законно избранному иракскому правительству и содействовать созданию и укреплению иракских государственных институций. Арабские лидеры призвали ООН также содействовать скорейшему выводу «оккупационных войск» из Ирака. Кроме заключительного заявления на саммите был принят ряд других документов, в частности, «Ход развития, модернизации и реформирования арабского мира», «Обязательства, согласие и солидарность», «Тунисская декларация». В упомянутых документах предусматривается проведение структурной перестройки Лиги арабских государств, говорится о намерении арабских стран провести внутренние политические, экономические и социальные реформы.
Неординарным было поддержанное Сирией выступление президента Ливана Эмиля Лахуда, который отметил, что объединенный арабский лагерь должен противостоять Израилю и США. По мнению ливанского президента, сегодня Израиль управляет Соединенными Штатами, а не наоборот, что создает угрозу не только для Ближнего Востока, но и для самих США. По словам Э. Лахуда, арабская мирная инициатива заблокирована искусственно созданной антитеррористической кампанией и планами «реконструкции» Ближнего Востока с целью отвлечь внимание мирового сообщества от происходящего на палестинских территориях.
Не обошлось на саммите и без курьезов. Так, ливийский лидер Муамар Каддафи демонстративно покинул зал заседаний после того как убедился, что его идея создания единого государства для израильтян и палестинцев — «Исратина» — не будет поддержана на саммите. М. Каддафи уже давно угрожал выходом из ЛАГ. Похоже, что на этот раз он принял окончательное решение.
Арабский саммит также не воспринял предложение президента Египта Хосни Мубарака о выработке общей позиции и проведении постоянного диалога в рамках ЛАГ по реформированию Арабского мира. Президенты Сирии и Туниса назвали эти предложения неясными и нечеткими. Многочасовые попытки министров иностранных дел «прояснить» эти предложения успеха не имели. Разгневанный египетский президент демонстративно покинул саммит и не принял участия в его заключительном заседании. Вообще на заключительном заседании ЛАГ присутствовали только 7 арабских лидеров из 13. Следующий арабский саммит должен пройти в марте 2005 года в Алжире.
Американская администрация намерена представить свой план реформирования ближневосточного региона на встрече «большой восьмерки» в США (Си Айленд, Джорджия) 8 — 10 июня. На эту встречу приглашены Египет, Саудовская Аравия, Иордания, Йемен, Бахрейн, Тунис, Марокко и Алжир. Однако президенты Египта и Туниса уже отказались от этого приглашения, поскольку арабский саммит в Тунисе не дал полномочий приглашенным странам выступать от имени всего арабского сообщества. До проведения встречи в Си Айленде осталось две недели, и Египет с Тунисом еще могут изменить свою позицию. Правительство Турции, которое в последнее время весьма активизировало свои связи с арабскими странами и соответственно затормозило отношения с Израилем, выразило свое глубокое разочарование результатами арабского саммита в Тунисе, заявив, что «арабские лидеры снова подтвердили — насколько они далеки от стремлений и надежд своих народов». Анкара выразила возмущение отказом позволить турецкой делегации присутствовать на саммите в Тунисе. Еще в прошлом году Турция обратилась с официальной просьбой к руководству ЛАГ предоставить ей статус наблюдателя в этой организации, однако, похоже, эта просьба арабами была проигнорирована. Похоже, что сегодня Турция занимает более проарабские позиции, чем сами арабы.
Как известно, иракская агрессия 1990 года против Кувейта вызвала глубокий раскол среди арабских стран. Военные операции США и их союзников в течение последнего года в Ираке еще больше усилили этот процесс. Неспособность арабских режимов содействовать мирному разрешению иракского кризиса усилила напряженность между «арабской улицей» и правящими элитами, что угрожает внутренними беспорядками и выступлениями оппозиции в некоторых арабских странах, особенно в проводящих проамериканский курс.
Последний арабский саммит в Тунисе засвидетельствовал, что сегодня арабский мир переживает глубокий системный кризис, который проявляется в росте взаимного недоверия и даже вражды среди арабских стран, усилении внутренней социально-политической напряженности в каждой из них, углублении экономических неурядиц, усилении зависимости от западных стран, обострении хронических религиозных и этнических конфликтов. Общей проблемой для подавляющего большинства арабских стран является практически отсутствие демократического пути передачи власти, что создает основу для усиления оппозиции правящим элитам и борьбы за власть путем мятежей и переворотов. Даже в наиболее развитой стране арабского мира — Египте — чрезвычайное положение существует с 1981 года и недавно продлено парламентом этой страны до 2006 года.
Саммит в Тунисе лишний раз рельефно высветил ряд хронических проблем арабского сообщества, а именно — нехватку единства, неспособность прийти к согласию даже в самых актуальных вопросах, отсутствие видения четкой перспективы дальнейшего развития арабского мира.
Выпуск газеты №:
№90, (2004)Section
День Планеты