Норвегия не живет сегодняшним днем
Коалиционное левоцентристское правительство Норвегии представило государственный бюджет, обнародовав длинный список предложений, призванных изменить страну, увеличить благосостояние населения и далее развивать уникальную модель социального обеспечения в норвежском государстве. Министр финансов Кристин Халворсен подчеркнула, что проект бюджета «усилит многие обязательства социального обеспечения, которые являются важнейшими в Норвегии», и «покажет нашим избирателям, что мы выполняем данные им обещания».
Благодаря нефтяным доходам Норвегии, бюджет содержит большой излишек, но одновременно планируется и увеличение налогов для норвежцев, которое должно принести в казну дополнительные 2 миллиарда долларов. «Предыдущее правительство пошло путем уменьшения налогов, — отметила Кристин Халворсен, — однако ценой, которую мы за это заплатили, была нехватка детских садов для детей, школы с меньшим количеством преподавателей, уменьшение предоставления услуг пожилым людям. Мы хотим изменить это». Министр финансов назвала проект бюджета таким, «который изменит Норвегию» и «создаст впоследствии норвежское государство всеобщего благосостояния».
И если соседняя Швеция после недавних выборов фактически готова отказаться от модели социального государства, то Норвегия упорно продолжает следовать традициям «скандинавского социализма». Однако повышение налогов, как убеждают должностные лица, будет касаться только тех норвежских граждан, которые зарабатывают более 650 тысяч норвежских крон в год (приблизительно 100 тысяч долларов), в то время как лиц с более низкими доходами повышение не коснется. Правительственная левоцентристская коалиция, в которую входят Лейбористская партия, Левые социалисты и Партия центра, отправила на рассмотрение парламента предложения относительно изменения налогообложения доходов, чтобы сбалансировать в норвежском обществе социально обоснованное распределение общественных богатств.
Правительство планирует использовать дополнительные средства на разнообразные программы здравоохранения и социального обеспечения, включая дополнительное финансирование в 2,2 миллиарда норвежских крон местных больниц, выделение 700 миллионов норвежских крон для программ психиатрического здоровья и почти 300 миллионов крон для физической терапии и помощи пожилым людям. Также правительство планирует увеличить международную помощь самым бедным странам мира до 2,2 миллиардов крон (338 миллионов долларов).
Кроме того, правительство ограничивает себя в использовании доходов от нефти. Учитывая тот факт, что Норвегия на сегодня является третьим по величине экспортером нефти, после Саудовской Аравии и России (потоку значительных нефтяных и газовых доходов способствуют высокие цены на нефть и газ), казалось бы, что любая экономия является неуместной. Однако учитывая то, что сегодня цены на нефть начинают падать, возможно, новый бюджет правительства формируется таким образом, чтобы не очень сильно потреблять ресурсы, полученные от нефтяного богатства страны. Устанавливаются рамки расходования полученных нефтедолларов, а все остальное должно поступать в так называемый «нефтяной фонд страны», огромную сокровищницу для хранения нефтяных доходов Норвегии, аккумулирующую финансы для благосостояния будущих поколений, главным образом, для финансирования пенсий.
Однако, не все в Норвегии довольны предложенным бюджетом. Так Организация крупнейших предпринимателей Норвегии (NHO) не согласна с тем, что правительство предлагает поднять налоги более, чем на 2 миллиарда крон. Они считают, что предложенный проект бюджета подрывает основы бизнеса. Оппозиция в норвежском парламенте также имеет длинный список возражений. NHO утверждает, что новые налоговые ставки в Норвегии входят в противоречие с правилами, действующими в другой части Европы. «Нововведения являются разрушительными для бизнеса», — заявила NHO сразу после того, как левоцентристская коалиция представила проект государственного бюджета. Предприниматели обеспокоены тем, что помимо прочего, вынуждены платить государству налоги, основанные на комплектовании персонала. В соответствии с этим работники старше 62 лет будут «самыми дорогими» для использования, поскольку налог на них будет большим.
Лидеры оппозиции в норвежском парламенте также раскритиковали проект бюджета, утверждая, что он больше всего отразится на рядовых норвежцах. «Более высокие налоги на прибыль, более высокие налоги на продукты питания, устранение стимулов для индивидуального пенсионного сбережения, — утверждает глава правоцентристской Либеральной партии Ларс Спонхеим, — все это отразится на обычных людях с обычными доходами». Ларс Спонхеим отметил, что подобные меры не коснутся самых зажиточных норвежцев. Он убежден, что обещания правительства взять у богатых и передать бедным, является «риторикой, не имеющей реального наполнения».
Партия прогресса, самая большая консервативная партия Норвегии, определила проект как «бюджет без политической мотивации». Ее финансовый представитель Ульф Леирстен обвинил правительство в том, что оно излишне заинтересовано в сдерживании использования нефтяных доходов. «Больше всего от этого проиграло здравоохранение, — заявил Леирстен, — в то время как нефтяной фонд вышел победителем».
Между тем, предложенный бюджет устанавливает предел возможного использования денег из нефтяного фонда в 71 миллиард крон, что в значительной степени соответствует сдержанности, которую правительство обязывается продемонстрировать гражданам страны. Бюджет приобретает большой излишек, который получен главным образом благодаря высоким ценам на нефть. Прогнозируется, что в 2007 году этот излишек будет составлять 387 млрд. крон (приблизительно 59 млрд. долларов), что значительно превышает 327 млрд. крон на 2006 год, которые прогнозировались в мае.
Нефтяной и газовый экспорт Норвегии приводит к большим излишкам, и нефтяные и газовые доходы страны включены в государственный бюджет, но если бы Норвегия, с ее текущими нормами расходов, не имела этих доходов, то объявила бы о дефиците бюджета. Поэтому большинство норвежских политических деятелей утверждают, что не нужно использовать слишком много нефтяных денег и стоит установить пределы подобных расходов, чтобы подготовиться к тому времени, когда цены на нефть и газ могут «упасть». Подобный подход не в последнюю очередь поможет держать инфляцию под контролем. Однако пределы запланированных расходов часто превышаются. И если плановые расходы на 2007 год не должны превысить 713 млрд. крон, то это вовсе еще не означает, что они не смогут достичь уровня 800 млрд. норвежских крон.
В то же время в Норвегии намечаются тенденции к сокращению добычи энергоносителей. Так, компания Norsk Hydro объявила о сокращении добычи нефти на 2,6%, то есть, до 570 тыс. бочек в день из-за определенных ограничений и задержек. Плотная конкурентная среда на нефтяном рынке услуг, включая трудности в обеспечении буровых установок, заставила многие компании предупредить, что их проекты могут быть отсрочены, а поступление продукции уменьшено. Однако в Norsk Hydro существуют амбициозные планы увеличивать добычу нефти до 585 тыс. баррелей в день, и в дальнейшем наращивать ее до 2010 года на 6 процентов ежегодно.
Дальновидность норвежского правительства и создание стабилизационного «нефтяного фонда страны» подтверждает тот факт, что в последнее время цены на нефть стали падать. Так, в прошлую среду один баррель стоил приблизительно 58 американских долларов, что является снижением цены на 7%. И если тенденция снижения цен на нефть будет продолжаться, продуманная политика на «непроедание» полученных сегодня финансовых прибылей от нефтедолларов, позволяет стабилизировать экономическую ситуацию в стране при любых ценовых возмущениях. Необходимо признать, что несмотря на недовольство оппонентов из разных политических лагерей, правительство Норвегии не собирается жить только сегодняшним днем и все делает для того, чтобы учитывались законные интересы будущих поколений норвежцев.
Выпуск газеты №:
№176, (2006)Section
День Планеты