Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Новый» Нетаньяху «научился быть политиком»

21 июля, 21:52

После ста дней пребывания Биньямина Нетаньяху на посту премьер-министра, в Израиле можно услышать прямо противоположные мнения. Оппозиция явно недовольна его работой. Так, лидер оппозиции Ципи Ливни, которая возглавляет партию «Кадима», считает, что Нетаньяху нечем отчитываться. «Мы не можем даже критиковать его инициативы, — отметила Ципи Ливни, — потому что он ни одной не инициировал».

Но, если менее придирчиво присматриваться к премьерству Биньямина Нетаньяху, то нельзя не заметить того факта, что через два с половиной месяца после прихода к власти, он смог сказать два волшебных слова — «палестинское государство», которые раньше в его озвучении просто были невозможны. Его выступление 14 июня в университете Бар-Илан, вблизи Тель-Авива, в котором он поддержал демилитаризованное палестинское государство, сделали идею «два государства для двух народов» гипотетически возможной. Выступление премьер-министра Нетаньяху с изложением его политики по мирному процессу прошло почти после 11 недель интенсивного международного давления, возглавляемого США, которое заставило Израиль публично одобрить решение о создании двух государств.

Израильские средства массовой информации, в основном из левого центра, очень критически отнеслись к первым 100 дням Биньямина Нетаньяху. Они обвиняли Нетаньяху в том, что правый блок партий, во главе с его партией «Ликуд», привел к неслыханному кризису в дружеских отношениях с Соединенными Штатами, сначала отказавшись одобрить решение о создании двух государств, и потом сделав это под давлением, а не осознанно.

Можно сказать, что Биньямин Нетаньяху является счастливчиком в израильской политике, ведь он получил второй шанс снова стать премьер-министром, что является большой редкостью для национальных лидеров. При том, что часто ему приходится принимать жесткие и непопулярные решения, но стоит вспомнить, что еще во время своего премьерского срока (1996—1999 годы), он настаивал в качестве условия для дальнейшего прогресса, что палестинцы, наконец, должны прекратить терроризм и однозначно изменить свою позицию относительно уничтожения Израиля. Сегодня же его условия, которые он изложил в виде двух государств, имеют огромный смысл. Новообразованное палестинское государство должно быть демилитаризовано, а безопасность Израиля — законное требование в обмен на территории. И, наконец, палестинцам придется смириться с существованием Израиля, как национального государства еврейского народа, а право на возврат не может быть приоритетным после 60 лет проживания вне границ территорий, на которые они претендуют.

Впрочем, Далия Ицык, глава парламентской фракции «Кадимы» в Кнессете, подвергла жесткой критике 100 дней пребывания Нетаньяху при власти, остро критикуя как его политику, так и деятельность в социальной и экономической сфере. «После того, как Израиль вышел из Сектора Газа, заплатив за это очень большую цену, — отметила она, — мы неожиданно оказались в противостоянии с американцами. Вместо того, чтобы показать, что палестинцы пренебрегают миром, мы стали теми, кто отказывается принимать участие в мирном процессе, и премьер-министр не помешал этому развитию событий. Почему мы сделали палестинцам этот подарок?»

Сам же Нетаньяху не разделяет подобного мнения, и считает, что главным результатом 100 дней работы коалиции является достижение широкого национального консенсуса и утверждение концепции сосуществования двух государств. Перечисляя другие достижения, он добавил, что на юге Израиля тихо потому, что задействованы силы сдерживания. «Я приказал, чтобы Израиль реагировал на каждую ракету».

Собственно, если рассматривать все достижения и просчеты Биньямина Нетаньяху, то они будут выглядеть такими в зависимости от того, будем мы пользоваться принципом наполовину полного или полупустого стакана. Если применять принцип наполовину наполненного стакана, то, действительно, премьер-министру удалось создать правительство национального единства (в чем очень сомневались его оппоненты), достичь настоящего партнерства со своим партнером по коалиции, нынешним министром обороны Эхудом Бараком, и они вместе создали довольно действенный политический тандем. Нетаньяху удалось без трения, ударов и драм сотрудничать с министрами по коалиции. Он сам избегает конфронтации, резких высказываний и интервью. Сосредоточив свое основное внимание на работе и достижении консенсуса.

Также при премьерстве Нетаньяху нижний и средний класс не пострадает от каких-либо новых сокращений, пенсии и пособия будут повышены, а уровень безработицы не растет так быстро, как это происходит в мире. Конечно, можно записать спор с США к явным минусам его премьерства, но если попытаться сравнить первые 100 дней Нетаньяху с аналогичным периодом премьерства Ариеля Шарона или Эхуда Ольмерта, то факты все же свидетельствуют в пользу первого. Ведь абсолютно ясно, что сегодня граждане Израиля могут спать гораздо спокойнее, чем в прошлом, потому что не существует безумной интифады в израильских городах, не рвутся «кассамы».

Благодаря покою на палестинских территориях и вдоль израильских границ, в первые 100 дней у Нетаньяху появилась возможность посвятить себя своей главной цели: укреплению своей политической позиции. И с того времени, когда пошло в отставку первое возглавляемое им правительство, Биньямин Нетаньяху стал другим. На вопросы, как он изменился со времени своего первого правительства, он уверенно ответил: «Я научился быть политиком». Но новая политическая ситуация для Нетаньяху не была достигнута без потерь: она требует от него грубо и цинично отказаться от идеологии и идей, которые он исповедовал в прошлом, как в дипломатической, так и экономических сферах.

Ведь «старый» Биньямин Нетаньяху выступал против создания палестинского государства, и поддерживал сокращение бюджета и снижение налогов. «Новый» Нетаньяху, как и Ариель Шарон в свое время, видит идеологию на службе текущего дня, и умело адаптирует свою политику к краткосрочным политическим целям. Поэтому он и решил поддержать концепцию «два государства для двух народов» и повышение налогов.

Хотя достичь мира с арабами — не означает только договориться с палестинцами. Складывается такое ощущение, что у нынешнего израильского правительства переговорный процесс с сирийцами не является первоочередной задачей. Администрация президента Барака Обамы также предпочитает однозначное разрешение палестинский проблемы. Однако, рано или поздно, будет поднят вопрос о переговорах с Дамаском. И тогда правительство Нетаньяху должно будет принять ряд принципиальных решений: вести переговоры при посредничестве Турции, либо настаивать на прямых переговорах с Башаром Асадом — под эгидой американцев. Хотя, так или иначе, Нетаньяху должен понимать: Сирия никогда не согласится на подписание какого-либо мирного соглашения без полного отступления Израиля с Голланских высот.

Однако, как бы там ни было, важнейшим фактором оценки нового премьера является оценка его деятельности самими израильтянами. Так, согласно опроса общественного мнения, которое было проведено по заказу The Dialogue Institute и влиятельной газеты Ha’aretz, после первых 100 дней со времени избрания Нетаньяху на пост премьер-министра, 49% израильтян полностью удовлетворены итогами его работы. А работа возглавляемого им правительства получила оценку «удовлетворительно». Респонденты поставили правительству 5,6 баллов по 10-бальной шкале. При этом они считают, что Биньямин Нетаньяху справляется значительно лучше с обязанностями, чем это бы сделала Ципи Ливни. Стоит напомнить, что сегодня разрыв между лидерами «Ликуда» и «Кадимы» составляет 18%. В ходе этого опроса было выяснено, что большинство избирателей «Кадимы» хотели бы видеть эту партию в составе правящей коалиции.

Можно сказать, что «второе пришествие» Биньямина Нетаньяху пришлось на довольно тяжелые времена для Израиля. Очевидно, что новому премьеру было бы куда проще договариваться с Джорджем Бушем, нежели с президентом Бараком Обамой. В этом смысле для Нетаньяху очень важно не оказывать демонстративного сопротивления всем ближневосточным инициативам Барака Обамы. Ведь чем больше новый президент США начнет разбираться в тонкости ближневосточной политики (а госсекретарь Хиллари Клинтон ему в этом поможет), тем меньшим у него будет желание разрубить одним махом гордиев узел противоречий, которые там накопились за 60 лет противостояния.

Это сейчас президент Обама может позволить себе не обращать внимания на влиятельное еврейское лобби в Соединенных Штатах. Но чем меньше времени будет оставаться до следующих выборов президента Америки, тем больше Барак Обама вынужден будет задумываться о важности поддержки более чем шести миллионов американских евреев. Сегодня, собственно, время работает на Биньямина Нетаньяху, и главное для него — не вступать в прямой конфликт с американцами, ведь выиграть на этом поле у него нет ни единого шанса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать