Перейти к основному содержанию

Новый старт для Европы в Латинской Америке?

17 марта, 19:46

Согласно прогнозам аналитиков инвестиционного банка Goldman Sachs, к 2050 году Бразилия и Мексика войдут в число шести ведущих экономик мира. Предпринимает ли Европейский Союз что-либо по этому поводу? Станет ли Латинская Америка очередной упущенной деловой возможностью Европы?

Численность населения Латинской Америки составляет 550 млн. человек, средний годовой доход на душу населения равен 4000 долларов, она обладает огромными природными богатствами и значительным человеческим капиталом. На Латинскую Америку приходится 8% мирового объема производства, тогда как годовой экономический рост стран континента составлял больше 5% в течение последних трех лет. Несмотря на то, что Соединенные Штаты по-прежнему являются основным импортером продукции стран Латинской Америки и Карибского бассейна, Азия становится все более важным рынком для товаров, производство которых требует наличия природных ресурсов.

В течение последних четырех лет приток прямых иностранных инвестиций в Латинскую Америку составлял в среднем 61 млрд. долларов в год, тогда как 60% этой суммы осело в Бразилии и Мексике. В 90-х годах иностранных инвесторов в основном привлекали программы приватизации в регионе, однако в последнее время слияния и поглощения, а также т.н. greenfield projects (проекты, осуществляемые с нуля) являются наиболее распространенным типом инвестиций. Как и ожидалось, Испания является самым крупным европейским инвестором в регионе, хотя несколько важных испанских предприятий перешли недавно в руки итальянских компаний, в том числе «Endesa», приобретенная «Enel», являющимся в настоящее время крупнейшим частным дистрибьютором энергии в Латинской Америке. Между тем латиноамериканские предприятия увеличивают собственные зарубежные инвестиции. В 2006 году Бразилия инвестировала 28,2 млрд. долларов за границей, по сравнению с притоком инвестиций в 18,8 млрд. долларов. Действительно, в ближайшие десятилетия крупнейшими в мире инвесторами будут новые гиганты из Латинской Америки и Азии. В 2006 году итальянская «Fiat Group» и индийская «Tata Motors» создали совместное предприятие для производства легковых автомобилей и двигателей в Индии. На следующий год они расширили свою деятельность на Латинскую Америку, инвестировав 80 млн. долларов в выпуск пикапов «Tata Motors» на заводе «Fiat» в г. Кордова (Аргентина).

Хотелось бы надеяться, что многие другие крупные европейские корпорации последуют их примеру. Но малым и средним предприятиям, представляющим большинство компаний в Европе и странах Латинской Америки, сложно осуществлять торговлю и инвестиции на международном уровне, в частности, из-за высоких операционных расходов и стоимости информации. В Европе группам малых и средних предприятий, похоже, удается достичь экономии, обусловленной ростом масштабов и охвата производства, и, таким образом, добиться коллективного успеха на глобальных рынках. Этот европейский опыт в настоящее время широко изучается в Латинской Америке.

В Бразилии четыре местные производственные системы объединились в Проект Promos/Sebrae/BID, основанный на примере промышленных районов Италии. В период с 2002 по 2006 годы службы по поддержке малых и средних предприятий Бразилии и Миланская торговая палата образовали партнерства, включающие производителей мебели, обуви, дизайнерского нижнего белья и ремесленных изделий из разных регионов страны. Такой подход вполне может стать основной формой сотрудничества в будущем.

Но в то время, как соглашению о сотрудничестве между ЕС и Мексикой уже 10 лет, ЕС пока что не установил стратегическое партнерство с Бразилией, что частично объясняется нескончаемым переговорным процессом с MERCOSUR — все еще незавершенным общим рынком стран Южной Америки.

В настоящее время ЕС ведет переговоры о либерализации торговли со всеми региональными блоками Латинской Америки: MERCOSUR, Карибским общим рынком, Центрально- Американским общим рынком и Андским сообществом. ЕС должен призвать своих латиноамериканских партнеров к дальнейшей интеграции. Принятие общего «правила происхождения» для продукции стран Латинской Америки было бы стимулом для дальнейшей либерализации и, тем самым, роста их международной торговли.

Полная либерализация торговли в Латинской Америке, хоть и труднодостижима, должна стать главным пунктом стратегии ЕС, что будет способствовать экономическому росту. Но даже если применение тарифов и квот постепенно сократится, низкий уровень торговых потоков может сохраниться, если другие торговые расходы останутся высокими. Таким образом, усилия ЕС должны быть направлены на снижение торговых расходов.

Важнейшим вопросом является доступ на рынок. Усилия большинства латиноамериканских стран в области увеличения экспорта своей продукции в страны Европы по-прежнему не приносят желаемых результатов, за исключением экспорта сырья и энергоресурсов. После создания зоны свободной торговли между ЕС и Чили, чилийский экспорт в страны ЕС значительно вырос. Но в случае либерализации торговли между ЕС и Мексикой, рост импорта из стран ЕС превысил рост экспорта в Европу, что привело к увеличению дефицита торгового баланса Мексики с ЕС.

Это противоречит заявлениям ЕС после саммита в Рио-де-Жанейро в 1999 году, что Латинская Америка является важным политическим и экономическим партнером. Для установления стратегического партнерства Европа должна изменить свой подход.

Европейская комиссия понимает это. Несмотря на то, что у ЕС нет стратегического партнерства с Бразилией, он намерен как можно скорее решить этот вопрос. В середине 2007 года комиссия подтвердила, что намерена вернуться к диалогу с MERCOSUR с целью оживить переговорный процесс.

Но нельзя допустить, чтобы надежды ЕС на особые отношения с Бразилией помешали региональной интеграции или усугубили асимметрии и дисбалансы в рамках блока. Чтобы Латинская Америка могла стать стратегическим партнером для ЕС и более привлекательным рынком для европейских компаний, европейские институты должны проявить большее понимание нужд региона.

Новый старт в отношениях с Бразилией и Мексикой, к которому стремится ЕС, может оказаться перспективным, если распространится и на остальные страны. Для этого необходимы меры, направленные на подключение всех стран Латинской Америки. В противном случае Латинская Америка вполне может оказаться очередной упущенной деловой возможностью Европы.

Карло СЕККИ — вице-президент Istituto per gli Studi di Politica Internazionale (ISPI) в Милане и директор ISLA (Институт исследований Латинской Америки и стран с переходной экономикой) при Университете Боккони.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать