О евротенденциях
Датский парламент принял новый закон об иммиграции, который вступит в действие с 1 июля. Наблюдатели уже заявили, что новый закон, который требует семилетнего срока пребывания в стране для приобретения ее гражданства даже для женатых с датчанами, ухудшит международный имидж страны и является не чем иным, как уступкой правительства правой Народной партии.
Датское решение — всего лишь один эпизод. Его первой ласточкой было появление на сцене высокой политики Партии свободы в Австрии. За партию Йорга Хайдера, которого так потом критиковали в Западной Европе, проголосовала почти треть австрийских избирателей. Им пришлись по душе обещания снизить количество иммигрантов, снизить уровень преступности, подождать с расширением Европейского Союза. Год нынешний. Франция. Сначала здесь громят синагоги. Потом во второй тур президентских выборов в конце апреля неожиданно выходит Жан- Мари Ле Пен, лидер Национального фронта, главные лозунги которого перекликались с идеями Партии свободы. По иронии судьбы, Франция была одной из организаторов дипломатической блокады Австрии. Нидерланды. Здесь погибает Пим Фортайн — лидер только что созданной правой организации, которая провозглашает практически то же самое, что и Йорг Хайдер, и Жан-Мари Ле Пен. Партия быстро выбивается в лидеры политической жизни в стране, и после гибели своего лидера удачно финиширует на парламентских выборах. Можно было говорить, что не все в порядке в австрийском обществе. Что есть определенные проблемы во Франции. Но примеры традиционно толерантных Нидерландов и Дании, двух до сих пор абсолютно спокойных королевств на Севере Европы, вынуждают говорить, что речь идет уже о тенденции.
Именно о ней и говорил на саммите стран Центральной Европы под Любляной Президент Леонид Кучма — Западная Европа переживает кризис идентичности, распространяются радикальные движения, ксенофобия, антисемитизм. Кое-кто уже начал говорить по принципу — «сам дурак» — а вот, мол, в вашей Европе... Кое-кто говорит, что «евразийство победит». Кое-кто — что-то еще. Не догадываясь, как на самом деле мелко это звучит.
Западная Европа, как и Восточная, порождала не только положительные тенденции. Но при этом всегда находила возможность и механизм их преодоления. Сегодня уже никто в Германии не мечтает о мировой империи. Обществам свойственно болеть — и лечиться. Нам же до сих пор было свойственно заимствовать не самое лучшее, не желая при этом замечать собственных болезней. Со всего должны быть извлечены определенные уроки — а относительно способности к этому, к сожалению, слишком часто возникают сомнения. Тем более, что европейские болезни вызваны страхом перед переменами.
Выпуск газеты №:
№98, (2002)Section
День Планеты