Перейти к основному содержанию

О козыре Запада и «языке» оружия

Что означает заявление Штайнмайера по поводу «договоренностей о выводе российских войск и техники из Украины»
10 сентября, 18:52
ФОТО REUTERS

Так называемый Минский протокол по урегулированию ситуации на Донбассе вызвал большую критику среди экспертов. Поначалу сообщалось о том, что в этом документе четырнадцать, а потом Президент Украины Петро Порошенко на саммите в Уэльсе 5 сентября заявил о том, что там 12 пунктов. Самое интересное, что украинский президент особо подчеркивал, что именно его мирный план лег в основу протокола, подписанного в Минске. А вот в парламентской газете «Голос Украины» говорится о том, что протокол подписан «по результатам трехсторонней контактной группы в отношении совместных шагов, направленных на имплементацию мирного плана Президента Украины Петра Порошенко и инициатив президента РФ Владимира Путина». 

Понятно, что наибольшее возмущение у всех вызвало отсутствия положения о выводе российских войск и техники с украинской территории. Ведь в последнюю неделю всему миру были приведены доказательства присутствия в Украине двух сотен танков и более 4 тыс. российских солдат. И тут, обратите внимание, в пункте 10 говорится следующее: «Вывести незаконные вооруженные формирования, военную технику, а также боевиков и наемников с территории Украины». Также много вопросов вызвал пункт об особом статусе в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

И вот вчера появляется почти сенсационное заявление министра иностранных дел Германии Франк-Вальтера Штайнмайера о том, что Россия обязалась вывести все свои войска и технику с территории Украины. «Есть договоренность между Украиной и Россией, что все российские солдаты и оружие, которые до сих пор остаются на территории Украины, должны быть отведены. Международное сообщество будет внимательно следить за этим», — цитирует слова шефа немецкой дипломатии «Радио свобода».

Возникает вопрос, почему об этом мы узнаем из уст немецкого министра, а не от наших дипломатов. Почему такая закрытость от общества от правительства и президента, которые обещает жить по-новому. Можно ли верить тому, что Путин выполнит эту договоренность. Кстати, после заявления украинского президента о прекращении огня он так и не ответил журналистам, которые ему кричали: Мистер Порошенко, вы верите Путину? Как и сейчас у нас тоже возникают вопросы к нашему президенту, действительно ли 70 процентов войск РФ отведены за украинско-русскую границу и это еще одна надежда на то, что «мирные инициативы имеют хорошую перспективу», как об этом заявил глава украинского государства вчера на расширенном заседании правительства.

«СИТУАЦИЯ С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ОГНЯ, НО С РОССИЙСКОЙ ТЕХНИКОЙ В УКРАИНЕ, МОЖЕТ ДЛИТЬСЯ БЕСКОНЕЧНО ДОЛГО, ЕСЛИ ЕВРОПА СЕЙЧАС НЕ ВМЕШАЕТСЯ»

Роман ДОБРОХОТОВ, председатель демократического движения «Мы», Москва:

— Во-первых, надо понимать, что Россия никогда не может гласно заявить о том, что такая договоренность есть. Если такое заявление у Штайнмайера было, то Россия, конечно, будет опровергать. Потому что она официально заявила о том, что ее войск в Украине якобы нет. Соответственно поэтому Россия не может признать, что она может их выводить. На самом деле, я подозреваю, что до этого никто не заявлял о таких договоренностях именно потому, что это ставило бы Россию в ситуацию, когда она вынуждена опровергать эту договоренность, соответственно не совсем понятно, как она будет исполняться. Проще тогда вообще умолчать об этом пункте, что, видимо, и происходило.

Во-вторых, какой был бы смысл Украине говорить просто о том, чтобы прекратить антитеррористическую операцию, если Россия не выводит войска. Это практически означало бы поражение Украины и то, что сепаратисты могут начинать обустраивать свою собственную государственность. Поэтому изначально было очевидно, что такое условие подразумевается.

И мы это также можем понять по тому, что Евросоюз все-таки заявил о том, что будет применять новую волну санкций. Хотя в ЕС не сказали это вслух, но подразумевалось, что они не видят со стороны России никаких мер по урегулированию конфликта, а именно вывода войск. Именно этот параметр является главным в договоренностях. А поскольку российские войска не выходят, а только прибывают (многочисленные очевидцы сообщают о том, что российские военные там только укрепляют свои позиции), поэтому соответственно Европа так и реагирует.

И в данный момент устами министра самой ведущей страны в ЕС говорит, что «Россия обязана сыграть свою роль в имплементации минских договоренностей относительно прекращения огня». Порошенко после объявления о перемирье на саммите НАТО в Уэльсе также заявил, что ответственность лежит на украинской и российской стороне. Возникает вопрос, можно ли верить Путину?

— Здесь на самом деле вопрос не в том, звучат или нет какие-то выстрелы из каких-то сторон, поскольку, как мы видим по Израилю, Нагорному Карабаху другим местам, полного прекращения огня не всегда удается добиться потому, что инциденты всегда все равно происходят. Поэтому главный как раз вопрос это то, о чем мы говорим, что должны быть выведены регулярные российские войска, российская тяжелая техника. Ведь пока она там находится не имеет смысла даже говорить об урегулировании конфликта, поскольку это в любом случае не устроит Украину. Все равно она будет вынуждена возобновлять АТО, потому что часть ее территории захвачена. И весьма вероятно, что как раз Путина именно такой статус больше всего устраивает. Если бы Россия уже аннексировала эти территории и присоединила бы к себе как Крым, это означало, что Россия должна платить там пенсии и вообще взять на себя финансовое обеспечение этих территорий. А Россия сейчас находится в очень тяжелой экономической ситуации, падает рубль, цена на нефть, видимо будет серьезный дефицит бюджета, почти наверняка будет рецессия. И в этот момент брать на себя еще многомиллиардные обязательства по восстановлению востока Украины Россия, естественно, не может. Поэтому данная ситуация, когда вроде бы и Украина находится в уязвимой ситуации, и удается российскому телезрителю объяснить, что, посмотрите, к чему приводит революция в Украине, хунта и гражданская война, это все продолжает звучать в новостях и продолжает пугать российских зрителей, и поддерживать рейтинг Путина.

И Путина это устраивает, зачем ему что-то менять сейчас. Поэтому такая ситуация с прекращением огня, но с российской техникой в Украине, может продлиться бесконечно долго, если Европа сейчас не вмешается. Поэтому я подозреваю, что заявление немецкого дипломата, может быть, было неслучайной утечкой. Эту часть договоренностей вроде бы не надо было озвучивать. Но он ее как бы своевольно озвучил просто потому, что она не выполняется и чтобы дать понять, что такая договоренность была.

«ГЛАВНЫЙ КОЗЫРЬ ЗАПАДА: ОНИ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, МОГУТ НАЧАТЬ ПОСТАВЛЯТЬ УКРАИНЕ ТЯЖЕЛУЮ ТЕХНИКУ, АВИАЦИЮ И ПРОЧЕЕ ЛЕТАЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ»

Влияет ли на изменение позиций российского президента факт проведения нескольких многочасовых переговоров с украинским президентом, а также заявления многих американских сенаторов и конгрессменов от обеих партий, включая советника Обамы Збигнева Бжезинского, о необходимости поставить Украине оборонительные вооружения?

— Я думаю, что самый главный козырь у Запада — это то, что они, действительно, могут начать поставлять Украине тяжелую технику, авиацию и прочее летальное вооружение. И если это произойдет, то, конечно, ситуация резко изменится в пользу Украины. Понятно, что это повышает риски для обеих сторон, может привести к полномасштабному конфликту. И этого, в первую очередь, не хочется самому Западу и самой Украине. Путину, такое впечатление, что все равно. И жертвы среди мирного населения его мало беспокоят, судя по прошедшим событиям, а вот демократические страны, все-таки привыкли ценить население. Поэтому с одной стороны, они хотят попугать Путина этим, а с другой — они не хотят эскалации конфликта. Я думаю, именно поэтому сейчас нет еще западных вооружений у Украины. Но здесь будут показателем учения, которые пройдут в Украине. И это будет самый удобный способ именно в этот момент договориться с Украиной о передаче вооружений. Если Россия в течение ближайшей недели не выведет свои войска к началу учений, то это закончится тем, что часть натовской техники не уйдет с территории Украины, а останется там на правах аренды или будет куплена в кредит. Это легко оформить. Главное, что физически там будут находиться самые современные натовские вооружения. Путин, конечно, это понимает. Единственный язык, который он понимает, это язык Realpolitik, язык оружия. Поэтому я так понимаю, что Запад одновременно рассчитывает на вот эту карту — поставки вооружений и одновременно на ужесточение экономических санкций. Надо понимать, что Путин оказался в достаточно сложной ситуации, потому что если он действительно выведет войска, конечно, он не признает, что войска выведены, а скажет, что их не было там никогда. Он понимает, что в течение двух недель вся территория Украины окажется под контролем Украины и никаких перспектив не остается для российских ура-патриотов. Я себе плохо представляю, как он будет искать себе выход, который бы его устроил. Возможно, Путин будет в этой ситуации рассчитывать на то, что удастся договориться о выводе российских войск в обмен на какую-то разумную автономию этих регионов, что Донецкая и Луганская область будут иметь дополнительные права и без их решения Украине нельзя будет вступить в НАТО.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать