О плохом и очень плохом варианте
Или Как отреагируют во Франции на польский ультиматум по поставке «Мистралей» России
Ситуация вокруг поставки французских вертолетоносцев «Мистраль» в Россию набирает неожиданных оборотов. Как известно, против поставки новейших универсальных десантных кораблей, которые строятся на верфи STX France в Сен-Назере, выступают многие страны— члены НАТО, а также Украина и Грузия. Это связано с тем, что, как заявляли сами российские военные, с помощью «Мистралей» агрессию против Грузии можно было бы завершить за считанные часы. Киев тоже выразил Парижу свою обеспокоенность с поставкой вертолетоносцев, один из которых уже назван «Севастополь» и будет базироваться в Черном море.
Очень активно против поставки «Мистралей» России выступают Соединенные Штаты, которые предлагают выкупить эти десантные корабли для НАТО. На сегодня уже бывший Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен постоянно отмечал, что решение с поставкой «Мистралей» находится в компетенции Франции, которая должна принимать решение с учетом сложившейся ситуации в области безопасности в регионе. И фактически только после введения очередных санкций ЕС и США против Российской Федерации французский президент Франсуа Олланд заявил 4 сентября, что решение о поставке двух вертолетоносцев будет принято в конце октября, в зависимости от ситуации в Украине.
Однако на днях Интерфакс-АВН, со ссылкой на источник в российской кораблестроительной отрасли, сообщил, что первый универсальный десантный корабль (УДК) «Владивосток» типа «Мистраль» будет передан России 4 ноября 2014 года. В свою очередь заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Игорь Севастьянов сообщил ИТАР-ТАСС, что акт о передаче корабля французской стороной России должен быть подписан в Сен-Назере в конце октября — начале ноября 2014-го.
И тут в историю с поставкой «Мистралей» решила вмешаться Польша со своими козырями. Фактически речь идет о польском ультиматуме, или, другими словами, Варшава угрожает лишить Францию почти шестимиллиардного (в евро) контракта по противоракетной обороне из-за поставки «Мистралей» РФ. Возможная поставка Францией России «Мистралей» может привести к тому, что Польше будет сложно выбрать французских поставщиков для создания своего противоракетного щита, заявил министр обороны Польши Томаш Семоняк в интервью газете Rzeczpospolita. «Мы критически относимся к этому соглашению (по «Мистралям»). Никто никогда не скрывал этого факта от наших французских партнеров. Я не хочу играть роль того, кто определяет условия для Франции, уверен, что Франция примет мудрое и ответственное решение, зная, что она является членом НАТО и зная мнения других союзников», — сказал Семоняк.
В июне Польша выбрала французскую компанию Thales, которая специализируется на вооружении, а также ее американского конкурента Raytheon как двух финальных участников тендера на создание новой системы противоракетной обороны. Контракт оценивается в 5,8 млрд евро, а работы должны быть выполнены за десять лет. Ранее Польша приняла решение выделить 33,6 млрд евро на обновление своей военной техники в течение десяти лет, в том числе для приобретения противоракетного щита, бронетранспортеров, подводных лодок и беспилотников. Напомним, что сумма сделки между Францией и Россией оценивается в 1,6 млрд долларов. И, наверное, Парижу надо будет хорошенько подумать, прежде чем принимать окончательное решение по поставке «Мистралей».
Что же в самой Франции думают о польском ультиматуме, боятся ли во французской оборонке потерять польский контракт почти на 6 млрд евро?
«ФРАНЦИЯ НЕ МОЖЕТ И НЕ ДОЛЖНА СПОСОБСТВОВАТЬ ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО ПОПЫТКАМ РОССИИ ДЕСТАБИЛИЗИРОВАТЬ УКРАИНУ»
Татьяна КАСТЕВА-ЖАН, руководитель программы Russie/NEI.Visions во Французском институте международных отношений, Париж:
— Сделка по продаже «Мистраля» стала настоящей занозой во франко-российских отношениях, но также и в ее отношениях с такими странами, как США, Польша, страны Прибалтики. Сделка была заключена при Николя Саркози в контексте сближения с Россией и с целью окончательного закрытия страницы холодной войны. Это был акт доверия со стороны Франции по отношению к России, за который ее с самого начала критиковали партнеры по ЕС и НАТО, и в первую очередь страны Прибалтики и Польша. Украинский кризис совершенно поменял контекст этой сделки. Франция сегодня стоит перед очень трудной дилеммой. Собственно, она стоит перед выбором между двумя вариантами: плохим и очень плохим. Плохой — это не продавать «Мистрали». Риски, связанные с этим, в основном, экономические и репутационные. Речь — о крупной сумме (1,2 млрд евро), которую придется выплатить России и которая будет увеличена на сумму штрафа, а также — о рабочих местах на судостроительных верфях Сен-Назера. В контексте экономического кризиса и очень чувствительной проблемы безработицы во Франции такое решение не добавит президенту Олланду популярности. Правда, стоит отметить, что в одном из интервью летом директор судостроительных верфей утверждал, что список его заказов заполнен до 2018 года. Вариант непродажи «Мистралей» также закроет для французских оружейников российский рынок, а возможно, и некоторые другие. Кроме того, пострадает военный бюджет Франции, зависящий от экспорта вооружений.
Второй вариант — соблюсти контракт и поставить «Мистрали», еще хуже. Как член НАТО, который предоставляет гарантии безопасности странам Прибалтики и Польше, Франция не может позволить себе продажу «Мистралей» без нанесения ущерба своей политической, военной и стратегической репутации. Франция не может и не должна способствовать прямо или косвенно попыткам России дестабилизировать Украину. Ценой такого решения также будет потеря солидарности западного блока, а также потеря, на этот раз, польского рынка вооружений, судя по «польскому ультиматуму».
По этим причинам Франция не торопилась принимать окончательное решение. Откладывание его произошло накануне саммита НАТО, под давлением американского и некоторых европейских партнеров. Чем дальше откладывалось решение, тем больше дополнительных сложностей накладывалось на проблему. Ведь с начала лета во Франции 400 российских моряков уже проходят обучение на первом вертолетоносце. Но решение все равно принимать придется, и час выбора приближается.
Франция испытывает давление не только извне, но и изнутри. Разные политические силы (в первую очередь набирающий влияние, судя по результатам всех последних выборов, Национальный фронт, крайняя правая партия), экономические круги, военные, многие эксперты выступают за продажу «Мистраля». Но и противников продажи немало. Этим летом в Сен-Назере одновременно проходили митинга «за» и «против» продажи «Мистралей». Французское общество разделилось пополам. Какое окончательное решение примет Франция? В настоящее время невозможно точно сказать, каким будет окончательный выбор Франции. Пока ситуация на востоке Украины остается в некоторой мере замороженной Договором о прекращении огня и законом об особом статусе для некоторых восточных областей, и при отсутствии каких-то резких изменений и переломных событий, которые могли бы качнуть чашу весов, оба варианта остаются открытыми. К сожалению, приходится констатировать, что Украина должна быть готова к тому, что «Мистрали» России могут быть, в конечном итоге, переданы. Это, несомненно, очень негативно скажется на состоянии франко-украинских отношений и на имидже Франции в Украине.
Выпуск газеты №:
№183, (2014)Section
День Планеты