Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О пользе «нарушения» правил

Редзи НОЕРИ: «У вас есть много шансов начать что-то новое. И через тридцать лет кто-то из вас станет лауреатом Нобелевской премии»
24 июля, 10:16
РЕДЗИ НОЕРИ: «Я ЧАСТО ГОВОРЮ МОЛОДЫМ СТУДЕНТАМ: ВАМ НЕ НУЖНО ИМИТИРОВАТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ВАМ НАДО ИДТИ СВОИМ ПУТЕМ. ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ» / ФОТО C NOYORI.20KHVYLYN.COM

Позавчера в Украине впервые побывал и прочитал лекцию японский Нобелевский лауреат по химии, президент Исследовательского института естественных наук RIKEN Редзи НОЕРИ. Нобелевскую премию ученый-химик получил в 2001 году совместно с Уильямом Ноулзом и Барри Шарплессом «за исследования, используемые в фармацевтической промышленности, — создание хиральных катализаторов».

Ноери является активным сторонником объединения усилий в области науки. «В этом столетии нам придется сотрудничать — ради того, чтобы наш вид выжил», — отметил он во время лекции под названием «Наука формирует будущее». Самыми большими вызовами для человечества ученый называет бедность, потребность во все большем количестве пищи, сокращение средней продолжительности жизни. По мнению господина Ноери, решение этих проблем возможно только тогда, когда интерес ученых выйдет за рамки государственных границ.

Комментируя последние достижения центра RIKEN, Редзи Ноери выделил два последних. Это — проект под названием SACLA (рентгеновский лазер на свободных электронах), а также так называемый «компьютер К» — сверхспособную счетную машину, признанную в 2011 году основным суперкомпьютером. Оба проекта, по словам Ноери, в свое время стали возможны, в частности, благодаря поддержке Тоичи Сакаты — тогдашнего исполнительного директора центра RIKEN, который сейчас является послом Японии в стране.

— Господин Ноери, почему вы решили прочитать лекцию в Украине? К этому вас подтолкнул посол Японии в Украине Тоичи Саката или интерес к стране?

— Обе причины. Я впервые посещаю Украину, Киев. И я уважаю приглашение от господина Саката. Я ценю его лидерство в области науки и технологии в Японии. Он также является членом RIKEN, поэтому мы знаем друг друга.

— А что вы знали об Украине, украинских достижениях в науке до того, как приехали сюда?

— Господин Саката мне рассказал, что Украина очень заинтересована в развитии науки. Он рекомендовал нам налаживать сотрудничество с Украиной на основе крупных инфраструктурных проектов, к созданию которых был причастен господин Саката.

— Приходилось ли вам работать с украинскими учеными?

— Нет. К сожалению, у меня нет полной информации относительно украинских ученых. Но у меня создалось такое впечатление, что сегодня они проводят свою работу в Украине. Поэтому я надеюсь, что больше украинских ученых будут работать вместе с иностранными научными работниками за рубежом. Но мы пытаемся усилить сотрудничество между украинскими научно-исследовательскими институтами и промышленными предприятиями.

— Вы упомянули во время лекции об одном таком проекте сотрудничества с НТУУ «КПИ».

— Да. Мы подписали меморандум о сотрудничестве с НТУУ «КПИ» и начинаем исследование в сфере низких температур с Физико-техническим институтом низких температур. И это как раз является началом нашего сотрудничества. Я считаю, что общение между украинцами и японцами, которые имеют разные точки зрения, очень важно для развития науки.

— В какой степени достижения в той области, которой вы занимались и занимаетесь, находят свое отражение в развитии современных технологий?

— Я сделал совсем мало. Промышленность использовала и использует мои достижения. Я работал научным сотрудником в университете в совсем небольшой лаборатории, которую посещало 20 студентов. И это все. Важно было другое. А именно то, что меня окружало много друзей из промышленности. Они часто посещали меня, чтобы поговорить о моей научной деятельности. И поэтому мои научные разработки быстро находили промышленное приложение. Это очень важно.

— В нашей стране существовало и существует разделение науки опытных институтов и науки университетов. Это не всегда положительно отражается на качестве университетского образования. Что нужно сделать, с вашей точки зрения, чтобы достижения науки активнее влияли на уровень и качество университетского образования?

— Я бы вам рекомендовал интегрировать много элементов, поскольку структурно исследование определяется академическими институтами и промышленностью, но они не связаны. Цель каждого из них совсем разная. И вопрос в том, как совмещать науку и технологию. И это зависит от вас. Кроме того, очень важным является образование в университетах. Некоторые студенты продолжают академическую деятельность. Многие из них идут в промышленность. Я считаю, что промышленность должна больше уделять внимания и ресурсов высшему образованию и воспитывать социально ориентированных людей. И проблема в том, что мы должны поощрять студентов больше использовать знания. Университетские профессора не имеют опыта в промышленности и экономике, поэтому, видимо, эффективнее было бы привлекать специалистов из промышленности и экономики к преподаванию в высших учебных заведениях. Конечно, университетские профессора не являются учеными-экономистами, но они должны сотрудничать. Тем более что промышленности, университетам и исследовательским институтам оказывает поддержку правительство, существующее за счет налогов.

— Многие ученые, активно занимающиеся научной деятельностью, пытаются сосредоточиться на развитии своей, конкретной области. Как вы считаете, насколько важно и перспективно проводить исследования в смежных отраслях знаний?

— Молодые люди очень гибкие в мышлении. Но, став старше, они не используют эту гибкость и идут по одному пути. То есть вопрос в том, как воспитать студентов с гибким мышлением. И здесь важнейшим является знакомство индивидуума с разными культурами: научной, экологической и другими и сочетанием этих культур. Все это очень важно. Я чувствую, что украинские молодые люди и ученые как раз работают в своей стране. С моей точки зрения, украинское общество должно быть более интернализированным, иметь контакты с азиатскими и европейскими странами.

— Господин Ноери, вы здесь, в Киеве, уже сказали, что одной из черт научного работника является любознательность. Какие еще черты должен иметь настоящий ученый, чтобы получить Нобелевскую премию?

— (Смеется.) Нобелевскую премию получить легко, а возможно, и сложно. Но это просто. Вам надо только отличаться от других. Это чрезвычайно важно. Это совсем отличается от Олимпиады. Вы можете получить золотую медаль в забеге на одной дорожке, но при этом надо придерживаться суровых правил. Если вы нарушите правила, то не получите золотую медаль. А чтобы получить Нобелевскую премию, нужно идти путем, отличающимся от других. Но любознательность очень важна. Многие талантливые студенты делают то же самое, что и другие, потому что они умные. Но они уверены, что победят, если будут бежать по той же дорожке. Многие нобелевские лауреаты — уникальны, иногда — сумасшедшие. Я — исключение, потому что уравновешен. (смеется)

Почему вы смеетесь? (в комнате сидят посол с женой и сотрудники японского посольства. — Авт.) Я сужу себя как человека, который слишком сбалансирован, чтобы получить Нобелевскую премию. К счастью, я ее получил. Но вы знаете, что многие успешные деятели искусств, научные работники немножко безумны тем или иным образом. Я часто говорю молодым студентам: вам не нужно имитировать других людей, вам нужно идти своим собственным путем. Это самое главное.

— Как изменилась ваша жизнь после получения Нобелевской премии?

— В моем случае я перестал заниматься исследованиями. Меня попросили, чтобы я предстал перед публикой. Господин Саката пригласил меня в RIKEN. Тогда он руководил отделом образования, науки и технологии. Я стал чем-то вроде жертвы.

— Жертвой чего, как это понять?

— (Смеется.) Стать администратором и менеджером RIKEN было для меня большим вызовом. Однако я рад этому.

Саката ТОИЧИ: — Мы доверились отличному менеджменту господина Ноери, поэтому и пригласили его в RIKEN.

— Господин Ноери, как, с вашей точки зрения, достижения науки оказывают влияние на психологию общества, его культуру, образ жизни? Всегда ли такие достижения идут в интересах развития человека?

— В целом, наука и технология — очень важны для современного общества. Конечно, самым важным является продление продолжительности жизни, которая на протяжении одного столетия увеличилась с 45 до 80 лет. Речь идет и о внешнем усилении физических способностей человека. Вы получаете много навыков и способностей от родителей. Но они ограничены. Вы не можете видеть слишком большие и слишком маленькие предметы. И у нас есть так много приборов, которые позволяют это сделать. Вы можете бежать быстро, но на ограниченную дистанцию. Но вы можете управлять автомобилем, самолетом и т.д. Способности нашего тела поддерживаются внешне с помощью современных технологий. Но проблема в том, что люди не очень признают важность науки и технологии, ведь все им доступно благодаря инженерам, технологам и производственным предприятиям. Нам надо убедить молодежь в важности науки и технологий. И это не магия, наши предшественники и мы приложили чрезвычайные усилия, чтобы сделать что-то новое.

— Господин Ноери, недавно вышла книжка «Ад» Дэна Брауна, сюжет которой заключается в том, что один ученый ради сохранения человеческой расы придумал, можно сказать, биологический способ уменьшения роста населения Земли. Что вы можете сказать об этом?

— Мы не должны становиться безумными. Самое важное, что в прошлом цель науки заключалась в создании новых знаний. Ньютон, Эйнштейн и другие сумасшедшие дома развивали новые знания. Но ситуация должна измениться. Ученые должны работать для общества в обществе. Раньше считалось, что естественные науки просто для получения знаний, а теперь ситуация меняется, сегодня естественные науки должны быть для общества. Я надеюсь, что в Украине в таком направлении будут развиваться естественные науки.

Молодых ученых надо учить и воспитывать таким образом, чтобы они поддерживали все человечество. По моему глубокому убеждению, развитием технологий и науки должны заниматься молодые люди и женщины, и, в частности, последние будут играть все большую роль в этой сфере.

— Некоторые украинские научные работники говорят, что если ученый работает в Украине, то у него нет шансов получить Нобелевскую премию. Имеет ли значение, где работает ученый, чтобы стать лауреатом Нобелевской премии?

— Нет. У вас есть шанс, даже если вас не очень поддерживают. Возможно, молодые научные сотрудники, студенты делают что-то отличающееся от того, что делают ученые в других развитых странах. Таких возможностей много. Когда я впервые попал в США в 1969 году, более 40 лет назад, Япония была очень бедной. Экономический разрыв между США и Японией составлял по меньшей мере 10 раз. И я увидел так много талантливых студентов в Гарварде, МТИ, но почти ни один из них не получил Нобелевскую премию. А я действовал совсем иначе, чем эти ребята. Поэтому у вас есть много шансов начать что-то новое. И через тридцать лет кто-то из ученых получит Нобелевскую премию.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать