Перейти к основному содержанию

О санкционной аргументации Керри

Почему для Украины важно принятие Иранского ядерного соглашения Конгрессом США
12 августа, 18:54
ФОТО REUTERS

В США развернулись огромные дискуссии относительно приемлемости ядерного соглашения с Ираном, которое было достигнуто 14 июля между Тегераном и странами (Р5 + 1) (США, Великобритания, Франция, Россия, Китай + Германия). Напомним, что речь идет о Соглашении, которое направлено на ограничение ядерной программы Ирана в обмен на снятие санкций.

Администрация Обамы активно выступает за принятие этого соглашения Конгрессом 17 сентября. С другой стороны республиканское большинство в Палате Представителей и Сенате выступает против, заявляя, что эта договоренность не отвечает интересам США.

В защиту данного соглашения президент Барак Обама заявил в интервью, что ее альтернативой является война. А позавчера госсекретарь Джон Керри, выступая в Нью-Йорке, предупредил, что последствия отклонения конгрессом США соглашения с Ираном будут иметь серьезные последствия для Вашингтона. В частности, по словам главы Госдепа, если соглашение с Ираном провалится, то Евросоюз и другие иностранные государства могут отказаться от поддержки санкционной политики относительно России.

«День» обратился к профессору Александру ЦВЕТКОВУ, Дипломатическая академия МИД Украины, с просьбой объяснить, насколько серьезными являются для Украины риски в случае провала Иранского ядерного соглашения из-за сопротивления конгресса США.

«СОГЛАШЕНИЕ С ИРАНОМ ОТВЕЧАЕТ ИНТЕРЕСАМ УКРАИНЫ»

— Поскольку Барак Обама находится в ситуации «хромой утки» (президента, который отходит от власти), то у него слабые политические, административные и другие возможности влияния. И на этом фоне разворачивается внутриполитическая борьба за будущие приоритеты, за победу на президентских выборах в 2016 году. Соответственно обостряется межпартийное противостояние, особенно это обострение чувствуется в американском Конгрессе.

Сейчас у Обамы сложилась такая ситуация, что он не может гарантировать успешное прохождение Иранского ядерного соглашения через Конгресс. Поэтому появились его разъяснения и заявление госсекретаря Керри. Обама в частности заявил: «Если не будет достигнуто это соглашение, то бомбы будут сыпаться на Израиль...». Иными словами, Обама дал понять, что в этом случае будет нарушена стабильность в этом регионе, и напряжение будет нарастать. А в случае заключения этого соглашения, по его утверждению, у США есть средства контроля над выполнением договоренностей Ираном.

С точки зрения здравого смысла, это соглашение отвечает геополитическим интересам, в том числе и интересам Украины.

С другой стороны, отход Соединенных Штатов от такой политики даст шанс радикальным элементам со стороны Ирана проявить себя. То есть в настоящее время администрация Обамы прилагает все усилия для того, чтобы это соглашение было одобрено Конгрессом.

А как можно нам понять заявление госсекретаря Керри, что США потеряют союзников по санкциям против России, если будет отклонено соглашение с Ираном? Какие это несет риски для нашей страны?

— В первую очередь речь идет об американских интересах и их роли в мире. Обычно при заключении Иранского соглашения выступала международная команда (Р5 + 1), однако главную скрипку здесь играют Соединенные Штаты, и здесь завязан целый клубок интересов. В том числе американские и российские интересы.

Россияне поддержали это соглашение, хотя у нас в печати пишут, что произойдет удешевление нефти, но в России есть другие возможности увеличения торговли с Ираном, которые отвечают их глобальным интересам. Речь идет в частности об углублении сотрудничества между Россией и Ираном в сфере атомной энергетики. В противном случае сковываются также и возможности россиян.

Но самое главное, с точки зрения нашего анализа, геополитически Украине нужно поддержать этот курс США по заключения иранского соглашения. Хотя, в первую очередь, это показывает возможности Соединенных Штатов по урегулированию на международной арене. Однако с другой стороны, соглашение с Ираном отвечает интересам Украины, поскольку будет способствовать увеличению торговли с этой исламской страной. Если санкции будут сниматься, то у нас появится дополнительный сектор выхода на иранский рынок товаров, которые отвечают нашему промышленному уровню.

Что касается такого резкого заявления Керри, то это совместный курс администрации. Сначала Обама попробовал продавить это решение, а Керри, который входит в эту группу (Р5 +1), уже добавляет к этой точке зрения международный контекст.

Как известно, все кандидаты в президенты от Республиканской партии, в том числе экс-губернатор штата Флорида Джеб Буш, резко критикуют Иранское ядерное соглашение. Во время выступления в Президентской библиотеке имени Рональда Рейгана 11 августа он заявил, что Обама—Клинтон—Керри «настолько стремились быть творцами истории, что так и не смогли стать миротворцами».

— Опять же это — избирательная риторика. Да, Джеб Буш признал ошибку своего брата, который начал войну в Ираке, но переносит критику на нынешнюю администрацию, которая фактически потеряла контроль над событиями в этом регионе и дала возможность появиться борцам за «Исламское государство». Речь фактически идет о критике крупнейшего оппонента республиканцев Хиллари Клинтон, которая занимала в то время должность госсекретаря. И теперь Джеб Буш, который сначала плавал в вопросе Ирака, нашел новую концепцию и имеет задачу перевалить критику на нынешнюю администрацию.

С другой стороны, для нынешней администрации соглашение с Ираном — это один из крупнейших внешних коньков результативности ее деятельности. Иными словами, один из важных результативных шагов, которых может достичь американская дипломатия на внешней арене.

Здесь можно заметить, что критика Иранского соглашения, не анализируя детально статьи договоренности, в принципе выражает недоверие к иранской стороне. Обама и его администрация говорят: читайте статьи, у нас есть возможности для контроля над ядерной программой Ирана, будет больше прозрачности по ней, и в случае невыполнения соглашения будут продлены санкции.

— А что вы скажете о скептическом отношении бывшего министра обороны США Роберта Гейтса к этому соглашению, который заявил: «Выглядит так, что мы больше стремились получить его, чем иранцы»?

— Здесь вообще нужно больше обратить внимание на важность достижения такого соглашения. Потому что десятилетиями нельзя было достичь никакого результата, и доверия не было. Иначе говоря, кризис нарастал. А теперь появляется шанс достичь понимания, снизить уровень опасности и выйти на новый виток открытости, в том числе в торговле. И это дает шанс всем странам расширить свои возможности мирного сосуществования и либеральной торговли.

Сильная сторона разъяснения американской администрации заключается в том, что существуют средства контроля и продвижения дальше в плане позитивных изменений, если принимается такое соглашение.

Еще один момент заключается в том, что принятие этого соглашения будет восприниматься как победа Демократической партии. Поэтому главная критика этой договоренности объясняется избирательной риторикой.

Иран — это цивилизованная страна, и отход ее от радикализма пойдет на пользу всему миру. И сейчас лишь недоверие подпитывает силы сопротивления этому соглашению.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать