О сочетании дипломатии и оружия
Владимир ОГРЫЗКО: «Порошенко должен убедить госпожу Меркель в том, что заявлениями и призывами агрессора остановить невозможно»
Позавчера поздним вечером СМИ сообщили, что США отправляют в Украину очередную партию нелетального оружия на сумму 75 млн долларов. В частности в сообщениях говорится о дронах, которые запускаются вручную, системах связи, радарах для определения минометных и артиллерийских позиций, приборы ночного видения и другие средства, а также 30 бронированных джипов и 200 обычных джипов Humvee.
И здесь интересным является то, как отреагировали в США и Украине на эту новость. Конгрессмен-демократ Эллиот Энгел считает, что этого оружия недостаточно, поскольку это реально не поможет украинцам в долгосрочной перспективе. Как известно, и республиканцы и демократы в обеих палатах Конгресса выступают за предоставление летального оружия Украине, считая, что сам рост потерь среди российских войск поможет остановить агрессию России на востоке Украины.
Однако до сих пор такое мнение не разделяют в Администрации Обамы. Позавчера на брифинге в который раз пресс-секретарь Белого Дома Джош Эрнест повторил, что предоставление Украине летальной военной помощи может привести к определенной эскалации ситуации на Донбассе.
Между тем в Администрации президента Украины считают, что предоставление США Украине оборонных средств — это путь к деэскалации ситуации на Донбассе и установлению мира. Такое убеждение выразил заместитель главы Администрации Президента Украины Валерий Чалый, имея в виду именно нелетальное оружие, которое, по его словам, поможет усилить защиту суверенитета и территориальной целостности нашего государства. Странным здесь выглядит то, что в данном случае на Банковой почему-то не заявили о необходимости предоставления именно летального оборонного оружия, которое реально может остановить дальнейшее наступление сепаратистов вместе с российскими войсками.
«НУЖНО ВЫХОДИТЬ ИЗ ТОГО, ЧТО АГРЕССОРА УДЕРЖИТ ЛИШЬ СИЛА»
Владимир ОГРЫЗКО, экс-министр иностранных дел Украины, Киев:
— Наличие у Украины вооружения, которое будет означать, что нападение не будет иметь смысла, и является тем элементом сдерживания, который нам сегодня очень необходим. И когда нам рассказывают о том, что это приведет к эскалации конфликта, то это абсолютно безответственно. Нужно исходить из того, что агрессора удержит лишь сила. Такой силой является то оружие, которое нам до сих пор наши американские партнеры почему-то никак не хотят предоставить, хотя обещали нам согласно Будапештскому меморандуму делать все для того, чтобы наша территориальная целостность не была нарушена. А она сегодня нарушена, и мы вправе требовать выполнения обязательств со стороны Соединенных Штатов. Мы свои обязательства согласно этому меморандуму выполнили, от атомного оружия избавились, а теперь нужно, чтобы наши американские друзья так же делали все, чтобы была возобновлена территориальная целостность нашего государства.
— Пресс-секретарь Белого Дома заявил, что нынешние санкции против России пока не принесли желаемых результатов, поэтому давление на Москву может быть усилено. Можно ли ожидать, что США будут дальше внедрять санкции без Европы, в которой возникает все большее сопротивление против введения новых ограничительных мер?
— Без Европы санкции не имеют никакого смысла. Потому что они не будут иметь никакого эффекта, а наоборот ухудшат ситуацию для американских фирм, и это не будет, безусловно, иметь того позитивного эффекта, на который рассчитывают. Поэтому санкции должны быть одновременными и скоординированными. А вот удастся ли их хотя бы удержать, потому что уже сегодня мы слышим со стороны тех стран, которые традиционно не хотят видеть, что идет война и говорят в основном о бизнесе, то сейчас, мне кажется, важнее санкции продолжить и после этого думать над их усилением. Потому что иначе это переходит в определенную хроническую форму, а нам нужны достаточно быстрые практические действия, которые заставят Россию наконец понять, что в противном случае ее ждет очень печальный финал.
— На днях в интервью Associated Press немецкий посол в США Питер Виттиг заявил, что канцлер Ангела Меркель во время визита в Вашингтон в прошлом месяце уговорила президента Барака Обаму не предоставлять Украине летальное оборонное оружие. Что должен сделать президент Петр Порошенко во время визита в Берлин 16 марта?
— Я думаю, что Порошенко должен убедить госпожу Меркель в том, что заявлениями и призывами, а также наблюдательными миссиями агрессора остановить невозможно. Что это, в действительности, замораживание агрессии и умиротворение агрессора. Если это считать большим успехом европейской дипломатии, то это, к сожалению, не успех. Поэтому нужно убеждать европейских лидеров, включая госпожу Меркель, в том что настоящий мир наступит тогда, когда агрессор будет наказан. Пока что это наказание является условным. Агрессор не чувствует ту цену, о которой так громко все говорят, и которую он должен заплатить за то, что грубо нарушил все нормы международного права.
«ЗДЕСЬ ДОЛЖНА БЫТЬ КОМБИНАЦИЯ КАК ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ, ТАК И ВОЕННЫХ МЕР»
— И здесь можно отметить, что Германия поставляет оружие иракским бойцам пешмергам, которые воюют против боевиков «Исламского государства», а Украине — отказывается и говорит постоянно, что нет военного решения конфликта на Донбассе.
— В том-то и дело, что за всем этим стоит Россия, и этот момент не дает возможности европейским политикам и по сей день объективными. Когда что-то слишком далеко, то это не сильно беспокоит, а когда рядом и есть определенная угроза, тогда решение, к сожалению, должным образом не принимается и не формулируется. Поэтому я все-таки думаю, что сегодня задача нашей дипломатии прежде всего в том, что мы должны быть, безусловно, благодарны европейской стороне за поддержку. Должно быть убеждение наших партнеров в том, что такой политикой конфликт не будет улажен, а просто превращен в очередной тлеющий очаг напряжения на европейской земле. При этом понимая, что мы, безусловно, не согласимся ни при каких обстоятельствах на то, чтобы де-факто, уже не говоря о де-юре, этот захват территорий как на Донбассе, так и в Крыму осталось за пределами украинской юрисдикции.
— Возможно, Порошенко нужно напомнить Меркель известную фразу немецкого императора Фридриха Великого: «Дипломатия без оружия все равно, что музыка без инструментов»?
— Вот как раз то, что, мне кажется, также нужно напомнить нынешним очень миролюбивым и очень пацифистским руководителям Германии, если идет речь о партнерах, то здесь действительно важна лишь сила дипломатии, достижение компромисса и взаимоприемлемых решений. А если речь идет об агрессоре, то здесь, к сожалению, одной дипломатии мало. Когда говорят, что нет военного решения проблемы, то так же, к величайшему сожалению, нет дипломатического решения. Поэтому здесь должна быть комбинация как дипломатических, так и военных мер. Эту простую мысль нужно донести до наших уважаемых западных партнеров.
Выпуск газеты №:
№43, (2015)Section
День Планеты