О соглашении между ЕС и Грецией
Эксперт «Дня»: «Многие греки спрашивают, стоили ли того шесть месяцев игнорирования требований кредиторов правительством Ципраса—Варуфакиса»![](/sites/default/files/main/articles/15072015/1greece.jpg)
Лидеры стран Еврозоны единогласно согласились на новую программу ссуды для Греции. Об этом в понедельник, 13 июля, заявил президент Европейского Совета Дональд Туск. Он также отметил, что Грецию ждут «серьезные реформы». Решения относительно третьего пакета помощи для Греции удалось добиться после 17-часовых переговоров.
В то же время, как сообщил председатель Еврогруппы Ерун Дейссельблум, новая программа финансирования для Афин может быть готова не раньше чем через месяц.
«День» обратился к старшему аналитику-лектору по вопросам НАТО, терроризма и глобальной безопасности Атанасиосу ДРУГОСУ (Афины) с просьбой прокомментировать новое компромиссное соглашение относительно программы финансовой помощи Греции, которая не в состоянии выплачивать свои долги, и увидели ли греки свет в конце тоннеля после почти полугодичных переговоров с кредиторами относительно решения долгового кризиса Греции:
— Честно говоря, я лично не вижу света в конце тоннеля для моей страны. Мы являемся заключенными некоторых европейских финансовых и других кругов, которые используют метод шока и трепета.
После многочасовых интенсивных и тяжелых переговоров премьер-министр Греции Алексис Ципрас принял все условия для третьей программы финансовой помощи, которые намного более обременительны, чем в первой и второй программах финансовой помощи, срок действия которых истекает 30 июня, после того, как Греция отвергла дальнейшую программу строгих мер и новую рецессию.
Весь греческий народ хотел честного соглашения с нашими кредиторами, и особенно с негибким и закостенелым немецким политическим и финансовым руководством.
Впереди нас ждет еще больше неопределенности и потрясений, поскольку Ципрас теперь должен предложить ряд новых стратегий, в том числе повышение налогов, предоставляя более широкие статистические данные, глубокую приватизацию и пенсионную реформу, и провести все это через парламент, в котором он сохраняет чрезвычайно хрупкое большинство. Жесткие сроки и немыслимая непримиримость основных кредиторов еврозоны во главе с Германией удивили многих экономистов и наблюдателей во всем мире. После пяти лет страшных и болезненных мер экономии новая программа финансовой помощи увеличит нашу зависимость от зарубежных кредиторов, чтобы выплатить предыдущие ссуды, и при этом совсем мало останется доступных средств, которые можно будет потратить на реальную и обескровленную национальную экономику.
«ПЕРЕХОД К БОЛЬШЕМУ РЕАЛИЗМУ И МЕНЬШИМ ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ МОТИВАМ»
— Что заставило Ципраса и ЕС пойти на компромиссное соглашение после референдума, который усилил позиции греческого правительства на переговорах с европейскими лидерами и который сказал «нет» жестким мерам экономии?
— Воля большинства греческих избирателей заключалась в том, чтобы остаться с общей валютой. Столкнувшись с хаосом приходящей в упадок экономики и неплатежеспособностью банков и банкоматов, что заставляло греков бороться за еду, и очевидным риском нехватки основных товаров и лекарств, Ципрас в итоге принял меры жесткой экономии, которые решительно отвергли греческие избиратели на референдуме на минувшей неделе.
В то же время немецкий канцлер, которая оставалась жесткой и твердой, четко заявила и представила свою цель — сохранить Грецию в зоне евро, но не «любой ценой». Внутренние обстоятельства, невероятно хаотическая ситуация, ограниченное количество денег, которые можно было снять ежедневно из банков (контролируемые капиталом банки были закрыты), страх людей, что дальше их ждут еще худшие условия, переход к большему реализму и менее идеологическим мотивам со стороны греческого премьера привели к компромиссу. С другой стороны, США, Италия, Франция и другие государства оказывали дополнительное давление на Германию, чтобы она, по крайней мере, стала достаточно гибкой и предложила деньги Афинам, хотя на очень жестких финансовых условиях с драматическими последствиями для греческого народа, который и так уже сильно пострадал. Германия дала четко понять, что Европа будет работать исключительно на условиях, установленных в Берлине и Франкфурте. Избиратели во Франции, Испании, Италии и других странах еврозоны должны решить, хотят ли такое будущее они для своих стран.
Многие греки теперь спрашивают, стоили ли того шесть месяцев игнорирования требований кредиторов правительством Ципраса—Варуфакиса.
«Я ПРЕДВИЖУ НОВЫЕ ВЫБОРЫ И ПОВОД ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ БЕСПОРЯДКОВ...»
— Выполнит ли греческое правительство требования, согласно которым стране будет оказана эта финансовая помощь?
— Я не уверен. Эта программа финансовой помощи предоставляется на три года. И из-за экономической и гибридной финансовой войны весь пакет мероприятий может превратить Грецию в руины. Немцы хотят вмешиваться в каждый аспект греческой политической, финансовой и социальной жизни.
Конечно, эти жесткие и болезненные меры, вероятно, получат определенную поддержку со стороны правительства.
Но Ципраса, который заявил, что лидеры еврозоны блефуют о дальнейших мерах жесткой экономии, ждет огромный вызов, который заключается в том, чтобы на этой неделе новые меры экономии были утверждены парламентом Греции и партией «Сириза». Поэтому, возможно, ему придется уступить или разделить власть с помощью новых выборов или создания правительства национального единства при участии всех основных партий. Для Греции это дело было битвой за достоинство. Когда дело дойдет до практической реализации, то из-за широкого круга причин (бюрократия, партийная политика, нехватка интереса и так далее) такие невероятные и «космические» требования никогда не будут выполнены.
Даже в своем отступлении и поражении Ципрас, по крайней мере, сделал громкое заявление, которое услышали европейцы по всему континенту: что очень важно построить европеизированную Германию и не огерманенную Европу. И греческий народ, несмотря на неимоверные трудности и непреодолимые преграды, скоро будет реагировать на это давление и планы Берлина и Франкфурта. Таким образом, вывод заключается в следующем: после почти пяти лет мы все еще в начале новой Марафонской битвы в ХХІ веке.
Выпуск газеты №:
№123, (2015)Section
День Планеты