Перейти к основному содержанию

О запросе украинского общества

Егор БОЖОК: Настоящим препятствием на пути в НАТО является бюрократия и коррупция
02 декабря, 19:24
ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ЧЕРНОГОРИИ ИГОРЬ ЛУКШИЧ: «Я СЧИТАЮ ЭТО ПРИГЛАШЕНИЕ К ЧЛЕНСТВУ В НАТО НАЧАЛОМ КРАСИВОГО АЛЬЯНСА» / ФОТО РЕЙТЕР

Черногория официально получила в Брюсселе приглашение начать диалог о вступлении в НАТО. Прогнозируется, что членство в Альянсе эта маленькая страна получит через два года. Украина, которая стала жертвой агрессии Кремля, до сих пор остается в тучах деклараций и заявлений. Несмотря на то, что процесс интеграции с Альянсом наше государство начало еще в 1997-ом году и сделало ряд решительных шагов для усиления сотрудничества, в определенный момент оно затормозило.

Напомним, что курс на вступление Украины в Североатлантический альянс было заложено еще 23 мая 2003 в решении СНБО «О стратегии Украины относительно НАТО» во время председательствования в СНБО Евгения Марчука. А через год основные принципы и положения национальной безопасности были прописаны в Законе Украины «Об основах национальной безопасности».

Надо вспомнить историю о Бухарестском саммите в 2008 году, когда немецкий канцлер Ангела Меркель и тогдашний президент Франции Николя Саркози заблокировали предоставление Украине и Грузии ПДЧ. И как результат в августе того же года Россия напала на Грузию и незаконно оккупировала 20% процентов территории этой кавказской страны. А в прошлом году Москва, очевидно, понимая, что НАТО не будет реагировать, как в случае с Грузией, незаконно аннексировала Крым и теперь продолжает агрессию на востоке Украины.

День» пообщался с и.о. руководителя миссии Украины при НАТО Егором Божком во время заседаний министров членов-стран Альянса и партнеров по НАТО и расспросил его о причинах торможения интеграции нашей страны в Организацию Североатлантического договора.

Егор, в штаб-квартире НАТО при входе нас встречает ретроспективный плакат с вехами исторических моментов, которые связаны с Альянсом. В частности, значится 1997-й год, который для Украины является знаковым в плане подписания соглашения между нашей страной и НАТО об особом партнерстве. Впоследствии Украина примет участие не только в совместных учениях с Альянсом, но и станет одним из участников операций в Ираке. Речь идет о бригадах, которые имели опыт боевых действий. А когда состоялась аннексия Крыма и началась война на Донбассе, оказалось, что у нас уже нет никаких боеспособных бригад. Они куда-то исчезли. А если посмотреть на хронографическую линию дальше с 1997-го года, то мы увидим, что в определенный момент после плодотворного сотрудничества произошло сворачивание интеграции Украины и Альянса, а именно после того как президент Кучма, который фигурирует на этом стенде, после встречи с Путиным в 2004 году резко изменил курс на сближение с Россией. Означает ли это, что курс на интеграцию Украины тормозил Путин, шантажируя украинских президентов?

— Может что-то такое и было, я не знаю. Вопрос в том, что в течение всего этого времени одна из сторон отношений партнерства лишь имитировала доверие. И происходила такая порочная ротация — мы не доверяли НАТО, а НАТО не доверяло нам. Проблема заключается в том, что наше общество не верило НАТО. А не верило оно потому, что находилось под влиянием мифов, которые очень крепко вбила в их головы советская пропаганда. Пропаганда, которая отмечала, что НАТО — это враждебный блок, это плохо, это «логово». Вот ныне вы находитесь как раз в самом сердце этого «логова» — в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Изменить эти мифы было очень трудно. Делались безумные попытки и при Ющенко, когда мы пытались реанимировать это сотрудничество, но достичь ощутимых результатов нам так и не удавалось. Возможно, это такая человеческая природа, что нужно во всем убедиться на собственной шкуре. И потеря территорий стала именно таким горьким опытом, который заставил многих украинцев опомниться. К сожалению, в силу того, что против нас сделал так называемый «братский народ», украинцы пришли к соответствующим выводам в отношении взгляда на НАТО.

Вам не кажется, что нарушением границы, в частности в Турции Путин испытывал на прочность НАТО? Наконец, него была задача убедить мир, что НАТО — это институция без потенциала.

— Учения НАТО «Единый трезуб», которые недавно прошли в Испании, состоялись под девизом «Один за всех и все за одного». В этом принципиальность и сила НАТО. Путин провоцировал Балтию, Британию, плавал около Норвегии, около Канады летал, в Черном море около Болгарии и Румынии лазил. Наконец он полез в Турцию и получил по зубам...

То есть нашла коса на камень...

— Я думаю, что он в этой ситуации получил «от всех», несмотря на то, что самолет сбили турецкие ВВС. То есть Турция чувствует поддержку других членов Альянса.

Конфликт в Сирии дал основание многим экспертам считать, что НАТО меньше будет сосредоточиваться на конфликте в Украине. Соглашаетесь ли вы с этим?

— Нет. Категорически — нет. Незаконные действия России остаются в центре внимания НАТО. Это мне подтвердили неоднократно коллеги на моем уровне, это недавно публично заявил Генсек НАТО и лидеры большинства стран-членов. В плотном графике министерских мероприятий, которые проходят ныне в Брюсселе, НАТО исходило из однозначного понимания, что «комиссия УКРАИНА—НАТО» является неотъемлемым элементом в вопросе мировой безопасности. Следующее — мы продолжаем активный обмен информацией с НАТО относительно ситуации в Украине. Мы предоставляем информацию, и мы получаем ее. Очевидно, что этот обмен не был бы таким активным, если бы не было внимания к ситуации в Украине. Все попытки Кремля с помощью пропаганды убедить западное сообщество, что украинского вопроса нет, не приносят результат. Альянс точно знает обо всем, что происходит в Украине.

Во вторник на одном из брифингов в штаб-квартире прозвучала фраза, что НАТО хочет услышать от Климкина готовность Украины идти на сотрудничество. Как вы думаете, нет ли ощущения в НАТО, что Украина до сих пор не определилась с вектором относительно интеграции с Альянсом?

— У нас есть сильная политическая воля на уровне руководства, и у нас также есть запрос общества на интеграцию с НАТО. Но посередине между руководством и народом есть звенья, которые выступают против реформ. Не могу конкретно их назвать, но настоящим препятствием на пути к НАТО является бюрократия и коррупция. Соответствующие реформы для упомянутой интеграции должны разрушить многие порочные элементы в этой системе, которая, безусловно, этому сопротивляется. Это вещь понятная, ведь для них это является самоубийством, но убежден, что объективный процесс идет непрерывно и в конечном итоге эти бюрократические и коррупционные тормоза будут ликвидированы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать