Перейти к основному содержанию

Об инструментах для предотвращения коррупции на войне

В Украине совместно с НАТО провели первый семинар по вопросам добропорядочности в оборонной сфере
09 октября, 11:48
ФОТО REUTERS

На днях в Киеве впервые провели рабочий семинар по профессиональному развитию на тему: «Необходимые компетенции для разработки и реализации национальных программ добропорядочности в секторе обороны». Это мероприятие состоялось в рамках Инициативы НАТО по вопросам перестройки добропорядочности, целостности и прозрачности в работе оборонных и безопасностных институций, и соорганизатором с украинской стороны был Совет национальной безопасности и обороны Украины. В эксклюзивном интервью «Дню» Директор Директората по интеграции, партнерству и сотрудничеству Отдела политических вопросов и безопасности Штаб-квартиры НАТО АЛЬБЕРТО БИН рассказал о важности программ добропорядочности при формировании оборонного бюджета и закупки вооружений для Украины, которая фактически столкнулась с российской агрессией.

«ПРОГРАММА НАТО ПО ВОПРОСАМ ДОБРОПОРЯДОЧНОСТИ В ОБОРОННОЙ СФЕРЕ ОТКРЫТА ДЛЯ ПАРТНЕРОВ И СОЮЗНИКОВ»

— Мы очень радостно приветствовали возможность проведения этого мероприятия в Киеве, одним из инициаторов которого был СНБО. Украина принимает участие в программе НАТО по вопросам добропорядочности в оборонной сфере, которая включает, конечно, ряд шагов, начиная с самостоятельной оценки ситуации, добропорядочности в Украине, которая предоставляется украинской властью на основе анкеты, которую мы разработали. А уже на основе самооценки, мы перешли на стадию серии экспертных оценок, разработанных при участии экспертов из разных стран, чтобы рассмотреть возможность улучшения ситуации.

Следовательно, окончательным результатом был доклад, опубликованный на веб-сайте Совета национальной безопасности и обороны Украины всего несколько месяцев назад, что мы считаем достаточно позитивным шагом, поскольку, по крайней мере, это демонстрирует благосклонность СНБО относительно продвижения прозрачности. Тогда, конечно, возникает вопрос выполнения рекомендаций, которые мы предоставили нашим украинским коллегам, и, это является частью этого процесса. Мы в настоящее время раздумываем в терминах плана добропорядочности, который должен быть разработан украинской стороной. Данный семинар среди прочего фактически посвящен тому, как разработать план добропорядочности. Я бы сказал, что этот семинар является частью процесса, результатом общей договоренности с нашими украинскими коллегами, и мы с нетерпением ожидаем, конечно, выполнения рекомендаций, которые, возможно, приведут к мероприятиям, которые помогли бы предотвратить коррупцию.

Вы принимали участие в подобных семинарах по вопросам добропорядочности в военных бюджетах Сербии, Черногории и других балканских странах. Могли бы вы рассказать об их результатах?

— Действительно, это шестой семинар из серии, которая завершится в конце года, при этом заключительный семинар предусматривает привлечение высшего руководства. Мы действительно организовали несколько семинаров в разных странах, вы вспомнили Черногорию и Сербию. И каждый раз мы фокусируем внимание на одном конкретном вопросе, в некоторых случаях это касается закупки оборудования, в некоторых других случаях — управления финансовыми ресурсами или подбора персонала. На всех этих семинарах мы обсуждали разные аспекты борьбы с коррупцией, а также изучали национальный опыт. Другими словами, уроки взяты из фактического опыта разных стран, следовательно, объединившись, разные страны могут помочь Украине и другим странам учиться друг у друга. Таким образом, идея заключается в накоплении опыта, и именно поэтому этот семинар в известной степени является завершением процесса, в том смысле, что мы в настоящее время обсуждаем разработку плана добропорядочности на основе рекомендаций, обсуждений и мыслей, которые были выражены на предыдущих семинарах в разных регионах. Я бы сказал, что это кульминация процесса.

Какие конкретные рекомендации, которые были выработаны после вышеназванных семинаров?

— Прежде всего, одна из наиболее важных рекомендаций — это внедрение, например, внутреннего аудита, который поможет особенно с точки зрения финансового менеджмента, но также и при наборе персонала и так далее. Во-вторых, это популяризация результатов исследований, или даже рекомендаций-докладов, наподобие доклада, недавно опубликованного СНБО.

Еще одна рекомендация заключается в создании рабочих групп, которые будут заниматься конкретными аспектами предупреждения коррупции. И самое главное — научить людей, которые могут повести за собой других людей ради выполнения этих рекомендаций. Мы называем это «обучением инструкторов». Да, в этом отношении образование является очень важным. Мы даем рекомендации и включаем в учебную программу. Эту программу нужно будет адаптировать, и она будет использоваться властью в этой стране или в других, в зависимости от стран, с целью подготовки собственных тренеров. И именно они должны работать и продвигать все это. Мы можем помочь — как НАТО, так и с нашими партнерами-исполнителями, но, конечно, не можем сами имплементировать рекомендации. Таким образом, это всецело зависит от стран, которые берутся за эту работу.

Выглядит так, что эта программа фокусируется на странах-партнерах, а не членах НАТО...

— Программа НАТО по вопросам добропорядочности в оборонной сфере открыта для партнеров и союзников. Как вы знаете, коррупция не знает пределов. У нас есть ряд стран-союзников, которые решили принять участие в этом процессе. Я могу назвать некоторые из них: Норвегия, Венгрия и Болгария, просто, чтобы вы увидели, какие страны уже принимают участие в этом процессе. Болгария, например, является одной из стран, которая была очень активной в плане содействия этому процессу. Таким образом, это не только для стран-партнеров, это, конечно, не только для Украины, у нас есть много других стран, которые находятся в сложной ситуации. У нас есть много стран, которые входят в альянс и рассматривают возможность участия в этом процессе.

«КОРРУПЦИЯ ПОДРЫВАЕТ ДОВЕРИЕ К ИНСТИТУТАМ ВЛАСТИ И ПРАВИТЕЛЬСТВУ, А ЭТО ВЕДЕТ К НЕСТАБИЛЬНОСТИ В СТРАНЕ, КОТОРАЯ МОЖЕТ ТАКЖЕ ИМЕТЬ ВЛИЯНИЕ НА ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ»

Казалось, что для Норвегии в сравнении с Болгарией, которая считается самой коррумпированной страной ЕС, не должно было бы возникать подобной проблемы...

— Это выбор каждой отдельно взятой страны. Мы не принимаем никаких решений от их имени. Например, это было решение норвежского правительства — начать этот процесс. Нужно ли оно им или нет, это уже другая история, но они чувствуют, что это нужно. Они дали нам понять, что у них также встречаются случаи коррупции. Таким образом, это показывает: невзирая на то, что норвежцы весьма прогрессивны, но когда дело доходит до борьбы с коррупцией или предотвращения коррупции, то они также чувствуют, что им нужно приобщиться к этому процессу. А это уже показатель того, что этот процесс является очень большой добавленной стоимостью, даже для тех стран, которые считаются достаточно развитыми.

Латвия также принимает участие в этом процессе. Мы знаем, что некоторые большие союзники также рассматривают возможность внедрения этого процесса в своих странах. То есть, другими словами, это полезный процесс, который может применяться к каждой стране, и его можно приспособить к их специфическим потребностям. Но здесь не идет речь, что «один размер подходит всем», каждая страна может принять решение о том, как двигаться вперед в этом процессе. Конечно, существуют определенные шаги, которые нужно сделать, как я уже говорил, это оценка, в первую очередь, экспертные оценки, восприятия идеи, что эксперты из разных стран могут прибыть в вашу страну и сказать вам, где вы ошибаетесь. Это нелегко принять, но есть некоторые страны, которые с радостью восприняли это. Украина — одна из них. Мы с нетерпением ожидаем реализации этих рекомендаций, в том числе Украиной.

И в каких рекомендациях, на ваш взгляд, нуждается наша страна?

— Прежде всего, я хотел бы отметить сам факт, что мы проводим этот семинар напротив парламента в день, когда народные депутаты обсуждают на внеочередной сессии мероприятия по борьбе с коррупцией. Это может быть совпадение, но, конечно, в известной мере это очень долгожданное совпадение. Мы очень ценим тот факт, что все, кажется, идет в правильном направлении. Мы ценим такое развитие событий.

И именно поэтому мы предоставили ряд рекомендаций, согласно которым нужно немало сделать в сфере закупки оборудования, управления финансами и человеческими ресурсами. Все те вещи являются очень важными, если вы хотите обеспечить верховенство закона, а также прозрачность, подотчетность и добропорядочность не только в секторе обороны и безопасности, которая явно находится в настоящее время в нашем фокусе, но я бы сказал, по всей стране и во всех учреждениях. Основной вопрос заключается в том, что коррупция подрывает веру в институты и правительство, а это ведет к нестабильности в стране, которая может также иметь влияние на другие проблемы.

Следовательно, когда мы говорим, например, о закупке оборудования или о коррупции в секторе обороны и безопасности, это автоматически влияет также на Вооруженные силы, которые в случае с Украиной активно принимают участие в защите собственной страны. Следовательно, мы видим связь, и очень приветствуем любые усилия со стороны украинской власти относительно улучшения ситуации в борьбе с коррупцией, которые базируются на наших рекомендациях или рекомендациях других международных организаций и актеров, поскольку мы считаем, что, в конце концов, украинский народ должен выиграть от этого, как и Вооруженные силы, которые в настоящее время принимают участие в урегулировании кризиса на востоке Украины.

«МЫ ОЧЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В СОХРАНЕНИИ СУВЕРЕНИТЕТА И НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ»

Господин Бин, вы один из авторов книги «Буря в пустыне: забытая война». Видите ли вы связь той войны с тем, что происходит в настоящее время в регионе, я имею в виду Исламское государство Сирии и Ливана (ISIL)?

— Когда я писал эту книгу вместе с двумя другими коллегами, то, прежде всего, ее целью было по-новому взглянуть на операцию «Буря в пустыне» в контексте того, каким был Ирак Саддама Хусейна. Или другими словами, это была наша попытка дать свежий взгляд на этот конкретный конфликт.

Я думаю, что нет никакой связи между тем, что было сказано в этой книге и текущей ситуацией в этом регионе. Я могу только сказать, что с точки зрения НАТО, мы очень обеспокоены ситуацией в Ливане и появлением ISIL. Как было отмечено на недавнем саммите Уэльса, мы внимательно следим за ситуацией. Мы знаем, что некоторые союзники принимают участие в конкретной операции, что включает в себя также партнеров из стран Ближнего Востока. НАТО как организация не принимает непосредственного участия, но обычно, мы очень внимательно контролируем ситуацию и очень обеспокоены.

Но если дифференцировать ISIL и российскую агрессию, которые президент США с трибуны ООН определил как главные угрозы мира, с вашей точки зрения, адекватно ли Запад реагирует на них?

— Что касается конфликта между Россией и Украиной, я думаю, что со стороны НАТО был направлен весомый сигнал, что мы очень обеспокоены данной ситуацией. НАТО применило ряд очень существенных шагов, чтобы продемонстрировать нашу обеспокоенность ситуацией. Мы очень заинтересованы в сохранении суверенитета и независимости Украины. Поэтому в этом смысле, ряд мероприятий, принятых в частности НАТО в результате саммита в Вельсе, демонстрирует нашу решительность гарантировать, чтобы мир и стабильность поддерживался во всем евроатлантическом регионе, включая этот регион.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать