Перейти к основному содержанию

Об инструментарии сотрудничества

Стратегия получения членства в НАТО была заложена 13 лет назад. Усвоит ли уроки упущенного времени нынешняя власть?
28 мая, 10:26
ФОТО REUTERS

Похоже, украинская власть опять приступает — другой вопрос, по собственной доброй воле или из-за обстоятельств — к интенсификации сотрудничества с Организацией Североатлантического договора. Подтверждением этого являются многочисленные министерские встречи на уровне министров обороны и зарубежных стран — членов НАТО с участием представителей Украины, а также введение в действие Стратегии национальной безопасности, которая предусматривает приобретение критериев  членства в Альянсе. Вчера секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил в Киеве на заседании Совместной рабочей группы высокого уровня Украина — НАТО по вопросам военной реформы, что «в условиях вооруженной агрессии России против Украины политика военного сотрудничества с НАТО имеет особое значение». Вчера также в столице Украины состоялась дискуссия «УКРАИНА-НАТО: партнерство ради единственной и свободной Европы» с участием представителей Альянса, МИД, Верховной Рады и экспертной среды.

Но следует напомнить, что курс на вступление Украины в Североатлантический альянс был заложен еще 23 мая 2003 года в решении СНБО «О стратегии Украины относительно НАТО» при председательстве в СНБО Евгения Марчука. А через год основные принципы и положения национальной безопасности были прописаны в Законе Украины «Об основах национальной безопасности». Характерно, что за данный закон проголосовала фракция Партии регионов, которую тогда возглавлял Виктор Янукович.

•  Газета «День» с самого начала основания была последовательным сторонником и пропагандистом евроатлантического курса нашей страны. Олигархи, владевшие популярными телеканалами, совсем не работали над этой темой. Наоборот, привлекая на телешоу одиозных политиков наподобие Колесниченко, они дискредитировали идею интеграции Украины в НАТО.

С одной стороны, ответственность за срыв атлантического курса несут как олигархи, так и Медведчук, проводивший в Украине пропутинскую политику. А с другой стороны, следует вспомнить историю о Бухарестском саммите в 2008 году, когда немецкий канцлер Ангела Меркель и тогдашний президент Франции Николя Саркози заблокировали предоставление Украине и Грузии ПДЧ. И как результат, в августе того же года Россия напала на Грузию и незаконно оккупировала 20% процентов территории этой кавказской страны. А в прошлом году Москва, очевидно, понимая, что НАТО не будет  реагировать, как в случае с Грузией, незаконно аннексировала Крым и теперь продолжает агрессию на востоке Украины.

•  Это хорошо, что почти одновременно в Украине на разных уровнях обсуждаются вопросы интенсификации сотрудничества между НАТО и Украиной. Понятно, что вследствие российской агрессии и аннексии Крыма возникла новая ситуация, когда ни наша страна, ни Европа, ни крупнейший в мире альянс безопасности  оказались не способными противодействовать ревизионистской политике Кремля. Но уже прошло больше года с начала российской агрессии, а НАТО, похоже, до сих пор не знает, что делать с Путиным. И подтверждением этому является позавчерашняя встреча в Вашингтоне генсека НАТО Йенса Столтенберга с президентом США Бараком Обамой. Кстати, интересным здесь является момент, что месяц назад генсек был в Вашингтоне, но тогда хозяин Белого дома не нашел времени, чтобы с ним встретиться. А теперь, как сообщают СМИ, после встречи Обама заявил, что Россия занимает более агрессивную политику по отношению к Украине. Тем временем Столтенберг заметил, что Минское соглашение все еще может оставаться «путем для достижения мира».

•  Помощник заместителя генсека НАТО Джеймс ШЕА на упомянутой выше дискуссии, отметил, что последние Минские соглашения не идеальны, но лучший на данный момент вариант для урегулирования ситуации. Он также прибавил: «Помощь Украине — это не просто моральное обязательство, чтобы помочь демократической стране в ее трудностях, но это также и в интересах безопасности всех членов Альянса. Потому НАТО сотрудничает с Украиной».

Господин Шеа также отметил, что обеим сторонам — и НАТО и Украине — необходимо как можно эффективнее использовать существующие инструменты для углубления сотрудничества. Он обратил внимание на то, что соглашение о пяти трастовых фондах медленно реализуется из-за украинской бюрократии, или как он сказал, из-за бумажной работы. Кроме того, господин Шеа отметил, что украинской стороне нужно упростить процедуры прохождения таможенных проверок и снять плату за поставку оборонных товаров. Примером тому, по его словам, является задержка с передачей румынской стороной Украине оборудования для усиления кибербезопасности в Украине.     

Помощник заместителя генсека НАТО также считает, что Украине не нужно ставить высокие амбициозные планы, наподобие членства в НАТО, которые нереальны в данный момент, главное, чтобы любые поставленные досягаемые планы  давали конкретные результаты, например, усиливали оборонные возможности украинских вооруженных сил и были  направлены на реформы в секторе безопасности. И при этом он обратил внимание на то, что сотрудничеством между НАТО и Украиной должна заниматься стабильная команда. По его мнению, стоило бы увеличить количество экспертов НАТО, которые находятся в Украине и постоянно помогают в реализации реформ сектору безопасности и обороны.

Как структура НАТО, напомнил он, не имеет оружия, но мы можем предложить Украине «мозговую мощь». Военное оборудование вам могут предоставить отдельные страны Альянса, и потому для вас главное, как эффективно распорядиться всем этим, а также разным опытом для усиления обороноспособности и эффективности страны.

«Мы не можем ожидать чуда за ночь — в плане осуществления реформ — но хуже всего, что может случиться, если реформы замедлятся или остановятся. Нельзя ждать ситуации, когда украинцы делают вид, что осуществляют реформы, а мы делаем вид, что соглашаемся с этим», — сказал Шеа.

Он также считает, что двери НАТО должны быть открытыми для будущего членства Украины в этой организации и Украина должна иметь место в европейской архитектуре безопасности и однажды станет членом ЕС.

•  Директор политического департамента Министерства иностранных дел Украины Алексей МАКЕЕВ со своей стороны сказал, что Украина не требует немедленного предоставления ей членства в НАТО, но заинтересована в реформировании сектора безопасности, чтобы быть готовой к членству в Альянсе. По его словам, после осуществления необходимых реформ Украина не будет грузом для НАТО, а большим вкладом в безопасность и, следовательно, станет важным союзником. С другой стороны, считает господин Макеев, мы  должны знать, что Украине будет выделено место в системе европейской безопасности.

•  Исполнительный директор Центра исследования международных отношений Николай КАПИТОНЕНКО считает, что Североатлантический альянс должен разработать стратегию отношений относительно России, в которой Украина должна быть одним из элементов. По его мнению, помогая Украине, НАТО должно думать, как вместе с Украиной усилить безопасность. Эксперт также отметил важность того, чтобы украинская внешняя политика была стабильной и, следовательно, предсказуемой. По его мнению, проведение референдума в Украине относительно членства в НАТО имело бы символическое значение, но в настоящее время нужно сосредоточиться на конкретном сотрудничестве с Альянсом, выполнении критериев членства.  

Журналисты почему-то часто затрагивают вопрос о дате вступления Украины в НАТО. Но этот вопрос нет смысла задавать, чтобы не получать бессодержательные ответы. Здесь важно обратить внимание на то, что сказал в недавнем интервью российской «Новой газете» генсек НАТО Енс Столтенберг. Он в частности отметил: «Когда речь идет о расширении НАТО, то более важным принципом является то, что каждая страна имеет право сама выбирать свой путь. И ни у кого извне нет ни права вмешиваться в этот процесс, ни права вето».

Помощник заместителя генсека также отметил, что вступления в НАТО можно легче достичь, потому что в Альянсе меньше бюрократии по сравнению с ЕС, членство в котором требует полной адаптации к законодательству евросообщества.

Но Капитоненко считает, что Украине нужно более эффективно строить стратегию региональной безопасности. Со всеми этими выводами можно только согласиться, но дело теперь за властью, чтобы она на деле приближала нашу страну к НАТО, потому что другой альтернативы обеспечить безопасность нашей страны нет.

Между тем Капитоненко считает, что Украине нужно более эффективно строить стратегию региональной безопасности. Со всеми этими выводами можно лишь согласиться, но дело теперь за властью, чтобы она на деле приближала нашу страну к НАТО, потому что другой альтернативы обеспечить безопасность нашей страны нет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать