Перейти к основному содержанию

Огонь прекращен. Что дальше?

Эксперты: Украинскому Президенту нельзя соглашаться в Париже на «план Мореля» и проведение выборов на неконтролируемых территориях
01 октября, 18:42
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

2 октября,  после обеда в Париже впервые после принятия так называемых соглашений Минск-2 соберутся все четыре лидера «Нормандского формата», который был сформирован в июне 2014 года, — после встречи лидеров Украины, Франции, Германии и России во французской Нормандии на торжествах по случаю 70-летия высадки войск союзников.

Напомним, что 12 февраля этого года в присутствии президентов Украины, Германии, Франции и России (Петра Порошенко, Ангелы Меркель, Франсуа Олланда и Владимира Путина) был подписан «Комплекс мероприятий, направленный на имплементацию Минских договоренностей», известный под названием Минск-2.

Когда 9 сентября лидеры четырех государств давали согласие на проведение этой встречи, то одной из его предпосылок было соблюдение с начала сентября  режима прекращения огня на линии противостояния и другое продвижение, достигнутое в работе Трехсторонней контактной группы. Кроме того, в Администрации президента Украины отмечали «необходимость подписания в ближайшее время документа об отведении от линии столкновения танков, пушек калибром до 100 мм и минометов до 120 мм при надлежащем мониторинге и верификации режима отведения со стороны инспекторов СММ ОБСЕ, в частности путем создания постоянно действующих пунктов вдоль линии столкновения».

Но другие пункты Минских договоренностей оставались не выполненными со стороны России и поддерживаемых ею сепаратистов, а это время и модальность проведения  местных выборов в отдельных районах Донбасса, которые должны основываться на законодательстве Украины и стандартах БДИПЧ ОБСЕ, выведение всех иностранных войск из оккупированных территорий и возобновление полного контроля Украины над государственной границей, а также освобождение всех украинских заложников.

До этой встречи фактически единственное продвижение заключается в подписании лидерами «ЛНР» и «ДНР» документа об отводе от линии столкновения вооружений калибром до 100 мм.

Но со своей стороны украинская власть выполнила все пункты договоренностей, включая принятие очень противоречивых поправок в  Конституцию за предоставление специального статуса оккупированным территориям.

На фоне обострения ситуации с беженцами в Европе, «возвращения» Путина на мировую арену, демонстративным военным присутствием в Сирии, а также отстранения Обамы от нормандского процесса, (в Нью-Йорке американский президент не провел встречу в треугольнике Меркель-Олланд-Порошенко) возникает вопрос, чего ожидать Украине от переговоров в Париже. Ведь до сих пор со стороны трех других участников этого формата главным образом осуществлялось давление на Порошенко, чтобы Украина полностью выполняла Минские договоренности.

Поэтому интересно, как теперь после резких заявлений Путина в ООН и первых российских авиаударов в Сирии — «демонстрации мускулов» — поведет себя франко-немецкий дуэт в Париже? Сдадут ли Меркель и Олланд Украину в жертву, согласившись «заморозить» конфликт на Донбассе для замирения Путина, который обещает решить сирийский кризис и прекратить поток беженцев в Европу?  А с другой стороны, сможет ли Порошенко, имея в руках столько аргументов в плане выполнения Украиной Минских договоренностей,  отстоять интересы Украины и, наоборот, добиться, чтобы наши партнеры по-настоящему начали давить на Россию, чтобы она выполнила свои обязательства по Минск-2?

Как сообщил вчера на брифинге в Киеве заместитель главы Администрации президента Константин Елисеев, президент Украины Петр Порошенко на встрече лидеров стран «нормандской четверки» поставит перед Россией вопрос об отмене псевдовыборов на Донбассе. «Важнейшим вопросом будет отмена российской стороной проведения фейковых выборов на Донбассе, соответственно, 18 октября и 1 ноября, и в этом вопросе единая позиция для Украины, Германии и Франции, и эта позиция была подтверждена в Нью-Йорке во время двусторонних встреч, соответственно, с президентом Франции и канцлером ФРГ о том, что важной предпосылкой последующего процесса мирного урегулирования является однозначная отмена Россией этих выборов», — отметил Елисеев.

Ответы на этот и другие вопросы мы можем получить уже сегодня вечером.    

В своем комментарии «Дню» по поводу Парижской встречи старший вице-президент Центра анализа европейской политики Эдвард ЛУКАС сказал следующее: «Они встречаются в то время, когда Путин имеет преимущество. Он будет утверждать, что остановил боевые действия, и теперь Украина должна ответить на это уступками».

Источник, приближенный к МИД, сказал «Дню», что, скорее всего, реальным поводом для этой встречи в Париже является поздравление и закрепление соглашения об отведении вооружений калибром менее 100 мм. И, видимо, не случайно, что сепаратистские лидеры подписали его в канун этой встречи, а это не что иное как прямое свидетельство влияния России на сепаратистов.

Кроме того, собеседник выразил предположение, что на этой встрече могут проталкивать «план Мореля», который предполагает проведение выборов на оккупированных территориях по украинским законам, но под контролем боевиков, амнистию для них и предоставление особого статуса. 

Официально разработанный французским отставным дипломатом Пьером Морелем план называется «Элементы для временного закона о местных выборах в некоторых районах Донецкой и Луганской областей».

По мнению украинского дипломата, и французы, и немцы, и американцы хотят законсервировать ситуацию или сдержать на среднем уровне напряжения. «Им всем нужно максимально снизить этот уровень извне. В 2016 году американцы вступают в предвыборную кампанию. Обама хочет сказать, что у него есть какие-то успехи, и главной проблемой остается Сирия. У немцев, чтобы они ни говорили, самая большая заинтересованность в стабилизации отношений с Россией. Во Франции выборы в 2017 году, потому Олланду нужно развязать руки на 2016 год. У него очень плохая ситуация с поддержкой, очень низкие шансы, и он понимает, что ему нужно максимально сконцентрироваться на внутриполитических проблемах. А учитывая достаточно умелую игру Путина, все эти факты существенно усложняют нам нашу ситуацию. Потому что наши партнеры субъективно заинтересованы в снижении градуса противостояния, чтобы сказать, что произошла деэскалация ситуации, не обязательно учитывая наши настоящие интересы», — объяснил собеседник.

По его мнению, ситуация на Донбассе может эволюционировать приблизительно так, как было в межвоенный период с прибалтийскими странами. Запад не будет признавать и осуждать оккупацию части территории Донбасса, как аннексию Крыма, но в то же время практически ничего не будет делать.

Что касается возможного смягчения санкций относительно России, о чем намекают некоторые политики в Европе. Дипломат отметил: все, даже итальянцы, говорят, что санкции никто не собирается отменять и все такое. «Но заявление министра экономики Германии Зигмара Габриеля, который призвал упразднить антироссийские санкции, довольно симптоматично. Санкции будут действовать до марта и посмотрим, что будет потом. Будет ли достаточно сказать, что ситуация улучшилась, и Россия ведет себя более-менее ответственно, чтобы фактически запустить процесс смягчения санкций. И где будет предел между санкциями за аннексию Крыма и новыми санкциями, это для меня большой вопрос», — отметил собеседник.

«ВСЕ БОЛЬШЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЖЕЛАНИЕ И ИНТЕРЕС К КОМПРОМИССАМ...»

Штефан МАЙСТЕР, эксперт Немецкого общества внешней политики (DGAP), Берлин:

— Речь в ООН и российские авиаудары являются всего лишь фоном для сегодняшней встречи лидеров «нормандского» формата. Путин усиливает свою переговорную позицию по отношению к Западу и использует Сирию, чтобы привлечь внимание США. Между тем у Германии и США возникают другие приоритеты на повестке дня (беженцы, Сирия, Афганистан), и они хотят снять с повестки дня украинско-российскую проблему. Моя обеспокоенность заключается в том, что все больше появляется желание и интерес к компромиссам с Россией, чтобы урегулировать ситуацию на Донбассе и сосредоточиться на других, более насущных вопросах. И при этом Москва как сложный актер в других кризисах перестает быть проблемой.

Речь Путина на ГА ООН и его встреча с президентом США Бараком Обамой дали появление мирового лидера. Но там не было ничего нового: президент России повторил, что президент Сирии Башар аль-Асад является решением войны против самозванного исламского государства; что доминирование США принесло нестабильность в мире; что конференции наподобие Ялтинской являются способом организовать мировой порядок; и что все должны забыть об Украине и вернуться к действительно важным вопросам международных отношений.

Ирония не в том, что Путин говорит все эти вещи, а в том, что западные лидеры принимают их как данность. Из-за полного провала американской политики на Ближнем Востоке и растущего потока беженцев в Европу западные лидеры хватаются за любую соломинку, которая может помочь решить кризис, даже если это подделка.

Признаком недееспособности Запада является то, что западные лидеры не имеют никакой политики относительно Ближнего Востока, Афганистана и кризиса беженцев и что они не хотят понять, что Путин — это часть проблемы, а не ее решение. Да, Путин вернулся на мировую арену. Бедный мир.

«ПОМОЧЬ УКРАИНЕ МОГУТ ТОЛЬКО СОБСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ - НЕ ЛОЗУНГИ, А ДЕЙСТВЕННЫЕ РЕЦЕПТЫ - УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА НА ВОСТОКЕ»


Николай КАПИТОНЕНКО, исполнительный директор Центра исследования международных отношений, Киев:

— Вмешательство России в сирийскую войну - это следующий шаг, продиктованный логикой ревизионизма. В известной степени, это римейк ситуации в Украине, только уже в условиях более высоких рисков для Кремля. Москве это несет серьезные проблемы завтра, но дает небольшой шанс выторговать для себя что-то сегодня. Этим "чем-то" может быть как судьба Асада, так и отдельные нюансы ситуации в Украине. На мой взгляд, по-прежнему, об обмене Сирии на Украину не идет: для американцев это проблемы разного веса и разного характера. Аннексия Крыма нарушила принципы мирового порядка, это нельзя обменять на один-два авиаполка, задействованные в военной операции. У европейцев изначально фокус был несколько иным. Вопрос мирового порядка для них менее важен, чем конкретные проблемы региональной безопасности, кризис Восточного партнерства и непредсказуемость ситуации. Они заинтересованы в деэскалации конфликта в Украине почти любой ценой. Появление плана Мореля является симптомом того, что эти два взгляда ищут общий знаменатель, и ищут его не всегда с нашим участием. Задача Украины заключается в аннулирования этой тенденции. Помочь в этом могут только собственные инициативы - не лозунги, а действенные рецепты - урегулирование конфликта на Востоке. Если у нас они будут, дальнейший диалог в «норманнском» формате станет для нас результативным. Если нет - то вынуждены будем соглашаться на планы других.
 

«ВСТРЕЧА ДОЛЖНА ПОДТВЕРДИТЬ НЕОПРАВДАННОСТЬ БЫСТРОГО ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ...»

Александр СУШКО, научный директор Института евроатлантического сотрудничества:

— Исчерпанность российской военной кампании в Украине очевидна — и в военном, и в международно-политическом смысле.  Ведь те цели, которые Кремль ставил перед собой, не достигаются, в то же время Россия все больше теряет и хочет предпринять определенные шаги для отмены определенных санкций. С другой стороны, цели РФ изменились — ее целью является не обязательное расширение оккупированных территорий и не поддержание интенсивной стадии войны, а наоборот — формальное замирение, чтобы на своих условиях реинтегрировать в Украину ныне  оккупированные территории. Россия согласится формально вернуть украинский суверенитет на эти территории, если будет создан такой политический, в частности и конституционный, формат, который будет фиксировать не только право этих территорий на местное самоуправление, но и специфические механизмы влияния на политику правительства, в частности и международную. Чтобы люди, которых Москва будет назначать на роли народных депутатов и руководителей этих регионов и городов, имели серьезное влияние на формирование внутренней украинской политики. Кремль желает инкорпорировать «раковую опухоль» в тело украинского политического организма, чтобы помешать нашему государству двигаться тем путем, которым оно стремится.

Что же касается международного аспекта этого вопроса, то ключевой тематикой переговоров в Париже 2 октября станет именно переход от сугубо военно-безопасностной к политической тематике Минских договоренностей. Стороны констатируют, что более-менее стойкое перемирие достигнуто, и они завершили период интенсивного военного противостояния. Отсюда появляется вопрос: что дальше? Очевидно, что ответы на этот вопрос все стороны будут давать по-разному. Интерес украинской стороны заключается не только в том, чтобы четко для себя сформулировать, чего она хочет и как видит следующие шаги, но и убедить наших западных партнеров в том, что только такой подход является правильным и жизнеспособным. В частности, речь идет и о проблематике выборов на территориях, неподконтрольных украинской власти.

Позиция украинской стороны заключается в том, что на сегодняшний день предпосылки для проведения честных и свободных выборов на неподконтрольных территориях еще не достигнуты. Недостаточно лишь прекращение огня на линии столкновения — необходимо также выполнение других военно-политических пунктов Минских договоренностей. В частности, идет речь о массированном военном присутствии — огромного количества вооруженных людей, которые не поддаются никакому учету. Они полностью контролируют ситуацию, а среди них есть и граждане РФ, и кадровые военные и так называемые «добровольцы» — люди, которые подменяют собой эту власть. Соответственно, никаких легитимных условий для выборов не существует, и ни одна международная организация, которая имеет авторитет в наблюдении за выборами, не согласится это делать при условиях, когда регион буквально полностью захвачен неидентифицированными вооруженными людьми, а в населенных пунктах стоит большое количество неучтенной военной техники с боеприпасами. С точки зрения украинской стороны, и я надеюсь, что это также позиция западных партнеров, о выборах на этих территориях можно говорить лишь после выведения за пределы Украины этих военных соединений или их расформирования и разоружения, чтобы они перестали быть главным фактором осуществления власти на этой территории. Без этого на неподконтрольных территориях невозможно проведение любой избирательной кампании, свободной агитации, и свободного волеизъявления. Там нет инфраструктуры украинских партий, соответственно, нет возможности обеспечить ни выдвижение достаточного количества кандидатов, ни свободы агитации, ни заполнения соответствующих вакансий в избирательных комиссиях представителями политических партий, которых в настоящий момент нет на этих территориях. Есть много и других аспектов, как свободный доступ к медиа, потому что на тех территориях не транслируются украинские каналы. Поэтому следует выполнить очень много требований, чтобы создать ситуацию, в которой можно говорить о выборах. Их базовые условия прописаны в Минских соглашениях.

Российская же сторона будет настаивать, что все условия для проведения выборов на Донбассе достигнуты, и не хватает лишь согласия украинской стороны, чтобы договориться с сепаратистами о модальности таких выборов. То есть, с одной стороны, принять их условия, а с другой — принять закон, который бы формально вводил эти выборы в правовое поле. Россия будет настаивать, что нужно избирать кого-то уже сейчас, будут рассказывать, что 18 октября проведут какой-то первый этап выборов, а второй этап весной 2016 года предложат проводить уже по украинскому закону. Но Кремль не согласится на это при условиях расформирования военных соединений и выведения тяжелой техники с боеприпасами. Поэтому важно, чтобы позиция украинской стороны была отстояна, и я надеюсь, что именно этому посвящалась часть переговоров во время Генеральной Ассамблеи ООН, чтобы обеспечить единство Украины с западными партнерами. Основное содержание двусторонних переговоров в Нью-Йорке — корректировка и формирование общих позиций Украины, США, а также стран «нормандского» формата — Германии и Франции, потому что их позиция будет ключевой. Есть непроверенные слухи, что кто-то со стороны этих двух стран может поддержать российский тезис о необходимости проведения выборов на Донбассе как можно скорее и без достижения необходимых с точки зрения Украины условий. Я думаю, что встреча в «нормандском» формате должна развеять такие слухи и подтвердить их неоправданность. Думаю, для этого украинская сторона под время и после работы ГА ООН вела переговоры с ключевыми международными игроками.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать