Омбудсмановская проверка
Вспоминая Верещагина: «за державу обидно»…
Впервые уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Нина Карпачева и cпикер гражданских прав Республики Польша Януш Корчак приехали вместе на границу, а именно в пункт пересечения «Шегини-Медика», чтобы проверить, как соблюдают права людей при пересечении государственной границы между Украиной и Польшей. После четырехчасового пребывания на границе, многочисленных бесед с гражданами обеих стран они решили сделать общее обращение к главам государств и правительств Украины и Польши. Омбудсманы выступили с десятью предложениями, среди которых — ускорение выполнения программы по перестройке инфраструктуры государственной границы Украины с Польшей с целью создания дополнительных пунктов пересечения границы (не менее шести) в соответствии с нормативами Европейского Союза. Завершить реконструкцию пункта пересечения государственной границы «Шегини-Медика», создав дополнительные полосы таможенного контроля. Оборудовать коридор для пешего пересечения границы крышей по всей его длине.
Последний пункт был очень уместен, ведь шел дождь, и люди, стоявшие в очередях не меньше шести часов, вымокли до нитки. Нужно признать, впечатление эта очередь производила гнетущее — утомленные, вымокшие люди, стоящие за железным барьером так близко друг к другу, что не известно, как они могли вообще дышать. Крики «Позор!» граничили с вопросами: когда наконец на украинской стороне построят туалеты?
Интересно, что очереди на участке пешего пересечения границы были только на польской стороне. Ловкие польские журналисты объяснили: ваши быстро всех людей пропустили, а наши не такие «мудрые» репортеры даже нашли в автомобильной очереди машины, сутки маявшиеся около границы. Когда Нина Карпачева предложила шоферам написать жалобу, они замахали руками и отказались. А нам, журналистам, объяснили: «Вы, наверное, хотите, чтобы мы уже никогда не пересекли границу?! Вы приехали и уехали, а для нас граница — дом родной и единственная возможность заработать. Здесь вообще существует практика: если только начинаешь жаловаться, польские таможенники или пограничники налагают штраф — двести злотых. И желание жаловаться сразу пропадает». А в общем реакция граждан на такую авторитетную и многолюдную делегацию была оптимистичной: вот если бы чаще такие проверки на границе происходили, больше бы порядка было, и границу бы пересекали быстро!
Но можно спросить и вот что: а не поздно ли приехали уполномоченные по правам человека на границу, где все равно через меньше чем четыре месяца ситуация настолько изменится, что некоторые пункты общего обращения потеряют любой смысл. В частности такой: усовершенствовать до 1 января 2008 года организацию проведения пограничного и таможенного контроля граждан в зоне пешего пересечения контроля. Так, с нового года здесь вообще очередей не будет, потому что практически ни у кого из людей, еще вчера стоявших в очереди, визы Евросоюза нет. Они потому сейчас и спешат, пытаясь несколько раз в день побывать в обеих странах, что скоро «кислород перекроют», и на более длительное время, пока кое-кто из них не оформит новую визу, зарабатывать, пересекая границу и перенося табачные изделия и водку, будет невозможно.
А вот пункт шестой: провести до 1 января 2009 года унификацию и упрощение нормативно- правовых актов, касающихся пересечения границы, есть и останется актуальным. Хотя он должен был давно актуальность потерять, ведь можно было давно сесть за стол переговоров представителям двух стран и решить, какие же требования применять обоим, чтобы у граждан голова не шла кругом от разницы в правилах. И здесь мало желания омбудсманов исправить ситуацию, и они абсолютно правы, пытаясь привлечь внимание общества к теме таможенных переходов, таможенных правил Украины и Польши. Хотя нужно выводить тему на новый уровень. Необходимо уже сейчас садиться за круглый стол с представителями Евросоюза. Причем твердо помня, что законы для всех едины, и никаких преференций украинцам не дадут. И последний пункт: согласовать действия по обеспечению упрощенных пограничных контактов (и соответственно — пересечения границы) в условиях присоединения Польши к Шенгенской зоне, — скорее горячее желание двух братских народов не отдаляться, чем твердое видение реалий.
А реалии сегодняшние таковы: в преддверии приезда на границу Нина Карпачева побывала во Львове и ознакомилась с ситуацией выдачи польских виз и заграничных паспортов нашим гражданам. Поэтому вполне правильно появились в обращении пункты: «улучшить условия выдачи виз в польских консульских учреждениях в Украине до 30 июня 2008 года, а также предпринять общие усилия для прекращения нелегального бизнеса во время получения виз; ускорить решение вопроса относительно обеспечения граждан Украины заграничными паспортами до января 2008 года». Теперь же очереди у ОВИРов ужасающи, люди по несколько суток пытаются только сдать документы, а ждать паспорт им придется еще несколько месяцев.
Нечего сомневаться — с января у уполномоченного по правам человека работы прибавится, и невозможно будет по-человечески, как теперь, договориться о лечении, например, одной львовской журналистки, которому Карпачева охотно поспособствовала. Кстати, отозвались и польские журналисты. На запущенную в интернете информацию они быстро собрали деньги, наши же — как воды в рот (кошелек) набрали… И вообще, чувствовалась во время встречи некая тоска по тому, что времена меняются. Не смогут уже украинцы так просто приезжать в Польшу на заработки. «А мы очень хотим, чтобы наши братья-украинцы приезжали работать к нам», — признался Януш Кохановски. Если сопоставить цифры официального разрешения на работу в РП с реальными цифрами нелегально работающих, то картина неутешительна. Разрешения получили в 2006-м лишь три тысячи граждан Украины, а работает не менее 100—200 тысяч…
Без преувеличения можно отметить: Украина несколько легкомысленно относится к такой дате, как 1 января. (Ее волнует нынче только 30 сентября.) Специалисты уже давно должны бы перечислить, отвечая, конечно же, на запрос украинской власти, какие решение нужно принимать, какую тему выносить на первые колонки. Может быть, стоит немало проблем предвидеть, чтобы уменьшить «головную боль», которая неумолимо появится с присоединением Польши к Шенгенской зоне. Последствия с разных сторон ударят по Украине (и именно это слово — «ударят» — можно применить). Сегодня таможенники понимают, что на несколько месяцев на границе воцарилась относительная тишина. А аналитики от власти ничего обществу не говорят, потому что, вероятно, и сами не знают… И опять будет так, как с планами о построении общих пунктов контроля (в шахматном порядке один — на нашей, один — на польской стороне), о которых говорили активно год-два. А теперь выяснилось, что за законами Евросоюза такое невозможно. Работа же в этом смысле уже начала набирать обороты, и можно с полным правом спросить: куда наши деньги идут и куда и дальше будут идти при такой некомпетентности. Что наши должностные лица не знали до сих пор, каковы законы Евросоюза, касающиеся пунктов пропуска? И можно сейчас предвидеть, что они еще не единожды будут делать после 1 января 2008-го «круглые глаза». Глаза, отвечающие полному удивлению и полному несоответствию занимаемым должностям, как и деньгам, которые они берут «с людского кармана».
Выпуск газеты №:
№152, (2007)Section
День Планеты