Осторожный оптимизм
Константин ЕЛИСЕЕВ: Я очень хотел бы, чтобы будущий саммит Украина—ЕС стал приятной политической сенсацией европейского масштаба![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20080714/4122-3-1.jpg)
С началом председательства Франции в ЕС у украинской стороны появился пакет вопросов относительно изменений, которых может ожидать Украина в этот период. На что рассчитывает Украина в сотрудничестве с ЕС на протяжении этого периода? Какими могут быть потенциальные результаты Двенадцатого саммита Украина—ЕС? Как повлияют результаты Лиссабонского договора на дальнейшее расширение ЕС, какова потенциальная польза от «Восточного партнерства» для Украины и какие меры предпринимает МИД для введения безвизового режима поездок наших граждан в страны Евросоюза. Обо всем этом «Дню» рассказал заместитель министра иностранных дел Украины Константин ЕЛИСЕЕВ.
— Наши ожидания от председательства Франции в ЕС являются осторожно оптимистическими. Как это уже неоднократно доказывалось историей европейского строительства, Париж сделает заметный вклад в процесс укрепления роли Европейского Союза на международной арене и качественного углубления связей с другими государствами Европейского континента. Такие ожидания являются абсолютно естественными, когда речь идет о таком европейском тяжеловесе, как Франция, стране, которая является движущей силой европейских процессов, которая способна не только четко определять конкретные цели, но и имеет все рычаги для обеспечения их достижения.
В то же время, эта европейская мощность и политическая активность Франции будет сдерживаться особой позицией некоторых стран в отдельных вопросах развития ЕС, ее внешней и интеграционной политики. В этом контексте Париж будет вынужден искать компромисс среди остальных 26 стран-членов.
Есть надежда, что одно из ведущих мест в системе приоритетов Французского председательства будет отведено именно отношениям ЕС с Украиной. Удобным случаем доказать эти амбициозные ожидания станет Двенадцатый саммит Украина—ЕС, который пройдет 9 сентября во французском городе Эвиан.
Позволю себе заметить, что эти надежды совершенно аргументированы и оправданны: в течение последних двух лет отношения между Украиной и ЕС достигли на самом деле беспрецедентной динамики. Сформирована позитивная критическая масса взаимодействия, которая должна материализоваться в качественно новую формулу отношений, которая выйдет за рамки философии только сотрудничества и партнерства.
Украина приложит все усилия, чтобы будущий саммит Украина—ЕС стал шансом для закрепления наших общих с ЕС успехов и формальным свидетельством успешности Французского председательства — не только для отношений ЕС с Украиной, но и в общеевропейском контексте.
Встреча лидеров Украины и ЕС должна придать весомый импульс переговорам относительно нового усиленного соглашения, позволить укрепить результативность диалога в таких важных сферах, как энергетика, транспорт, окружающая среда, преодоление чрезвычайных ситуаций.
Я очень хотел бы, чтобы саммит стал приятной политической сенсацией европейского масштаба. Безусловно, это возможно при условии стабильного внутриполитического развития нашей страны. Не менее важной является и демонстрация отдельными странами-членами ЕС элементарной политической дальнозоркости и солидарности с европейскими стремлениями украинского народа.
— Каких результатов Украина достигла в переговорах с ЕС относительно нового усиленного соглашения?
— Результаты восьми переговорных раундов, которые уже прошли (девятый раунд состоится 16 июля в Брюсселе), являются довольно обнадеживающими. Очень важно, что стороны единодушны в видении нового усиленного соглашения как амбициозного и инновационного документа, который будет охватывать все сферы сотрудничества Украины и ЕС.
На сегодня эксперты обеих сторон практически согласовали разделы соглашения, касающиеся сотрудничества в сфере политики и безопасности, а также юстиции, свободы и безопасности, достигли значительного прогресса в вопросах экономического и секторального сотрудничества.
Также успешно продолжаются переговоры относительно создания углубленной и всеохватывающий зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, которая является важной составляющей нового усиленного соглашения. В этом контексте мы единодушны в том, что будущая ЗСТ должна базироваться на принципах свободного передвижения товаров, услуг, капитала и, частично, рабочей силы.
Несмотря на эти несомненные достижения, сегодня еще сложно прогнозировать конкретные временные рамки завершения переговоров. В конечном счете для нас превалирующими являются не столько временные рамки заключения нового соглашения, сколько его содержание.
Мы уже достигли самого сложного этапа переговорного процесса, когда стороны должны прийти к политическому согласию в ряде принципиальных элементов нового усиленного соглашения, среди которых, в частности — закрепление в ее тексте четкой перспективы членства Украины.
Надеюсь, что государства-члены ЕС примут во внимание реалии современного развития Украины и ЕС, и согласятся на заключение соглашения в формате ассоциации. Де-факто наши отношений в большинстве направлений взаимоотношений (урегулирование региональных конфликтов, энергетика, транспорт) уже вышли на уровень ассоциации. Более того — создание всесторонней и углубленной ЗСТ будет значить экономическую интеграцию Украины во Внутренний рынок ЕС. Если быть объективным, то наши амбиции относительно политической ассоциации и экономической интеграции абсолютно аргументированны. Поэтому наша цель — юридически закрепить эти неоспоримые реалии.
Для меня очень важно, чтобы преимущества от реализации этого соглашения имели не только политический смысл, но и были ощутимы для рядовых граждан Украины. В этом контексте такие положения нового соглашения, как курс на введение безвизового режима, социальная защита наших заробитчан, предотвращение дискриминации украинских кампаний на внутреннем рынке ЕС, справедливая конкуренция должны иметь не только теоретическое звучание.
Вместе с тем, учет в тексте соглашения принципиальных, с точки зрения интересов Украины, положений зависит от способности ЕС своевременно реагировать на наши потребности и взвешенно и адекватно оценивать стратегический потенциал нашего государства как фактора построения процветающего, конкурентоспособного и мощного Европейского дома.
Поэтому мы рассматриваем текущее состояние и перспективы развития переговоров между Украиной и ЕС относительно нового усиленного соглашения как выдающийся шанс для Французского председательства, который следует использовать в ходе Двенадцатого саммита.
— Как вы оцениваете результаты национального референдума в Ирландии и их возможное воздействие на дальнейший процесс ратификации Лиссабонского Договора о реформе ЕС?
— Украина положительно оценивает процесс институционной адаптации Европейского Союза к новым условиям, которые сложились после последней волны расширения. Мы всегда исходили из того, что успешное завершение этого процесса позволит открыть путь к продолжению объединения континента вокруг общих ценностей.
Внимательно следим за ходом ратификации Лиссабонского Договора о реформе, подписанного лидерами государств-членов ЕС 13 декабря 2007 года. В связи с этим нами было болезненно воспринято известие о негативных результатах ирландского референдума относительно ратификации Лиссабонского договора. Вместе с тем мы с полным уважением относимся к демократическому волеизъявлению ирландского народа.
Мы солидарны с решением Европейского Совета от 20 июня 2008 года относительно продолжения ратификации Договора другими государствами-членами ЕС, а также дальнейшего поиска путей выхода из ситуации, которая сложилась в Ирландии в связи с негативными результатами референдума. Убежден, что его результаты не станут помехой дальнейшему продолжению процесса ратификации Договора и внедрению неотложных институционных реформ ЕС, необходимых для его дальнейшего эффективного развития в составе 27 членов.
Вспомним 2000 год, когда особая позиция именно Ирландии притормозила, но не остановила поступательного развития Европейского Союза и процесса его расширения за счет новых членов. Поэтому я очень хотел бы, чтобы на «ирландской теме» не спекулировали, когда речь будет идти о вопросе продолжения процесса расширения ЕС. Ведь общеизвестно, что причиной негативного референдума был далеко не вопрос перспективного вступления новых членов в ЕС.
— Недавно ЕС одобрил польско-шведскую концепцию отношений с восточными соседями — так называемое Восточное партнерство. Какая в этом потенциальная польза для Украины?
— Хочу отметить, что любые усилия, направленные на поиск инновационных и амбициозных рамок отношений между Европейским Союзом и другими европейскими странами, являются бесспорным позитивом для Украины.
Несмотря на то, что «Восточное партнерство» только переживает свое рождение, а конкретные проекты должны быть разработаны Европейской Комиссией до весны 2009 года, наше общее отношение к концепции является позитивным. В первую очередь потому, что в ее основу положены индивидуальные особенности каждой страны-партнера в соответствии с уровнем ее демократического и экономического развития, а также конечной цели отношений с ЕС.
В то же время, мы выходим из того, что только учет позиций стран-партнеров ЕС в процессе дальнейшего содержательного наполнения концепции будет способствовать успешности ее реализации. Среди ключевых приоритетов Украины в этом плане, опять же, диалог относительно безвизового режима, содействие развитию и функционированию границ, институционное реформирование в Украине, реструктуризация сельского хозяйства, подготовка кадров и тому подобное. Мы готовы принимать активное участие в работе над практическим наполнением проекта «Восточное партнерство». Причем такое положение, как необходимость введения безвизового режима, на мой взгляд, может стать «лакмусовой бумажкой» на жизнеспособность и перспективность «Восточного партнерства».
Не следует также забывать, что принципиальным вопросом для Украины как для европейского государства является подтверждение ее права на получение членства в Европейском Союзе. В этом контексте мы рассчитываем, что окончательный формат «Восточного партнерства» не будет завуалированной альтернативой перспективному членству Украины в ЕС.
— Кроме Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, между Украиной и ЕС также действует другой двухсторонний План действий. Когда стороны планируют завершить его реализацию? Что должно прийти ему на смену?
— Совместно с ЕС мы договорились продолжить срок реализации двухстороннего Плана действий до марта 2009 года. Кроме того, неотъемлемой составляющей этой договоренности стало принятие дополнительных конкретных 23 пунктов, которые были определены приоритетами реализации Плана действий в 2008 году.
Вскоре мы начнем консультации с Европейским Союзом относительно нового политического инструмента, который заменит действующий План действий в начале 2009 года. Это будет документ абсолютно нового поколения и он будет основываться на отличной от политики соседства философии. Украинское видение заключается в том, что новый инструмент должен кардинально отличаться от Плана действий как по содержанию, так и по механизмам имплементации. Важно и то, что новый документ будет направлен на содействие реализации положений основной части нового усиленного соглашения, работа над которыми будет завершена на тот момент.
— Какие меры предпринимаются МИД для введения безвизового режима поездок граждан Украины в страны ЕС?
— Введение безвизового режима для граждан Украины для въезда на территорию стран-членов ЕС является приоритетным вопросом в нашем диалоге с ЕС. Этот аспект должен найти обязательное отображение в тексте нового усиленного соглашения. И не только в декларативной форме.
Вообще наша цель — поставить этот вопрос на целиком прагматические рельсы. В этом плане первыми важными шагами должны стать подготовка и согласование с ЕС соответствующей дорожной карты. Этот документ должен определить четкий перечень критериев и условий в соответствии с Шенгенскими соглашениями, которые положено выполнить Украине (с точки зрения реадмиссионного, пограничного менеджмента, усиления мер безопасности на границах) с тем, чтобы ввести в ближайшей перспективе безвизовый режим. Ориентиром для этого процесса для нас должно стать проведение Евро 2012 по футболув Украине и Польше.
Выпуск газеты №:
№122, (2008)Section
День Планеты