Освобожденное вдохновение
Эти волнующие дни национальной солидарности, самопожертвования, энтузиазма и безграничной радости, сопровождавшие падение тоталитарного режима, уже давно прошли. Все последующие годы мы боролись — иногда успешно, иногда не очень — с тяжкими последствиями десятилетий коммунизма в нашей стране. Возникали мириады трудностей, когда мы заново узаконивали и развивали политический плюрализм, брались за установление власти закона, строили демократические институты и продолжали трансформировать полностью национализированную экономику в экономику свободного рынка. Более того, и это было самой тяжелой частью, нам пришлось столкнуться с пагубным наследием, которое коммунистический период оставил в наших душах, и побороть все плохое, что дремало в нас и всплыло на поверхность наших жизней благодаря вновь обретенной свободе.
Все эти ежедневные проблемы, которые часто заставляли нас чувствовать себя безнадежно раздосадованными, — всего лишь незначительная мелочь по сравнению с исторической значимостью падения коммунизма во всем мире, на фоне которого проходил ноябрь 1989 года в Чехословакии. Наша революция, если ее можно так назвать, не упала с небес. Она была органичной частью большего процесса, связанного с неостановимым развалом системы, основанной на лжи, ненависти и принуждении, системы, лишавшей людей их самых основных прав, нарушавшей саму суть жизни и под флагом привлекательной, но ложной утопии, пытавшейся силой остановить развитие истории.
Только сегодня, спустя десять лет, мы начинаем полностью осознавать реальные размеры и количество проблем, которые начались в те эпохальные времена. Разделение мира на две половины рухнуло, и пришло время строить абсолютно новый, более справедливый порядок мировой безопасности, политики и экономики, более подходящий для новой эры человеческого освобождения, которая наступила после падения коммунизма.
Настоящее призывает нас к новому восприятию мира как многополярного, многокультурного и глобально связанного между собой сообщества и к последовательной реформе всех международных организаций и институтов с тем, чтобы они отражали это новое понимание и могли справиться с трудными задачами предстоящего периода с этим новым духом. Необходимы смелые начинания, чтобы победить все зло, всплывшее во всей своей ширине и глубине после падения старой структуры.
Я имею в виду бесчувственный национализм и ненависть между различными обществами, живущими на этой земле; организованную преступность, ныне владеющую невиданными технологическими средствами; международный терроризм; распространение торговли наркотиками; дегуманизирующий эффект быстро растущих урбанистических конгломератов; опасность того, что человечество потеряет контроль над ядерным оружием или информационными системами, которые оно изобрело, и над экологическими последствиями его собственного развития; увеличивающееся социальное различие, совмещенное с быстрым ростом населения и нашей неспособностью регулировать различные изощренные формы глобальной рыночной экономики так, чтобы ее продукты помогали культивировать человеческую жизнь, а не ограничивать ее.
Коротко говоря, я убежден, что падение коммунизма означало не только освобождение миллионов угнетенных и униженных людей, но, по ряду причин, также и огромный вызов, побудивший нашу современную цивилизацию предпринять обновленную и глубокую самооценку, пересмотреть свои направления и угрозы, с которыми оно сталкивается, и искать пути создания или воскрешения чувства ответственности за самое себя. Это не правда, что у нас нет основы, с которой мы могли бы начать, — где-то глубоко в самом сердце всех основных религиозных систем современного мира лежит, спрятанное или порабощенное, то же самое изначальное вдохновение, которое дало нам мужество добиваться свободы даже перед лицом такого подавляющего монолита, как коммунистическая система. Все, что необходимо сделать, это понять и принять его.
Сегодня, через десять лет после того, как мы вновь обрели свою свободу, недостаточно просто вспомнить и резюмировать те драматические времена, когда старый мир разваливался на части и рождалась новая свобода. Вместо этого мы должны сфокусироваться на более широком смысле и эффекте этого освобождения. Нашей главной заботой должно стать будущее. Но если у этого мышления должна быть прочная основа, мы не должны забывать о прошлом. И мы не должны забывать о тех, кому мы обязаны всем тем хорошим, что прошлое завещало нашему будущему.
Проект Синдикат для «Дня»
Выпуск газеты №:
№215, (1999)Section
День Планеты