Перейти к основному содержанию

От Среднего Израиля до Средней Палестины

13 мая, 19:35

Американцы говорят о «Средней Америке», а англичане о «Средней Англии». Обе они являются просто вымышленными местами, которые предположительно воплощают подлинный характер нации. У Израиля тоже есть свой Средний Израиль, но он сильно отличается от того места, которое описывают американцы и англичане.

Вместо того, чтобы быть в какой-то степени провинциальным, Средний Израиль является образованным, двуязычным или многоязычным, и он очень хорошо связан с остальным миром. Он обеспечил Израилю успех в сфере высоких технологий, которым тот упивался все последнее десятилетие. Средний Израиль является, главным образом, нерелигиозным, хотя он также включает умеренно религиозных. Он является либеральным и презирает любой фанатизм, независимо от того, является ли этот фанатизм ортодоксальным или националистическим. Он основан на сильном, закрепленном в юридическом отношении (хотя, конечно же, не безупречном), духе равенства полов, который с самого начала был характерной чертой сионизма.

Средний Израиль также дружелюбно настроен по отношению к гомосексуалистам и явно не имеет ничего против иностранцев. Он, главным образом, состоит из евреев, хотя молодой арабский профессиональный класс теперь выходит из университетов и пробивается — с трудностями — в самое сердце гражданского общества. И, чтобы не забыть, Средний Израиль зарабатывает деньги и платит налоги, которые поддерживают широкий ассортимент традиционалистов, фундаменталистов, шовинистов и других экстремистов — еврейских и мусульманских — от Газы к Иерусалиму и до Западного берега.

Это тихое большинство недостаточно представлено в кнессете, потому что его члены избегают политических карьер. Оно слишком большое, чтобы считать его элитой. Оно не является исключительно городским, и в него входят люди разного культурного происхождения. У него сильные общие особенности, общие воспоминания и богатая культура. Оно не является ни обращенным внутрь, ни атавистическим.

Некоторые палестинцы надеются когда-нибудь стать чем-то вроде Среднего Израиля. Они тоже хотят, чтобы жизнь, прагматизм, творческий потенциал и даже радость одержали верх. Они тоже хотят, чтобы преобладали умеренность и современность, если даже и не полное отделение церкви от государства. Эти палестинцы — естественные союзники Среднего Израиля.

Сидящие на «скудной диете» репортажей СМИ и некоторых непроверенных слухов из мозговых центров, европейские и американские друзья часто спрашивают меня, почему наши университеты заполнены ненавидящими себя, антиизраильскими «постсионистами». Но это не так. Постсионизм — это сильно раздутый фантом, термин, который был в ходу в середине 90- х годов, когда казалось, что израильские и палестинские руководители строили мирный процесс. В ответ израильтяне быстро разработали свой собственный тезис о «Конце истории», предположив, что скоро сионизм останется в прошлом, прежде всего потому, что больше не надо будет поддерживать никакую идеологию в том, что будет нормальным современным государством, живущим в мире со своими соседями и со своими травмами прошлого.

В то время историки и социологи рылись в предполагаемых «грехах» сионизма — например, тот факт, что у арабских граждан Израиля никогда по сей день не было равных гражданских прав. Другие рассматривали преступления против палестинцев в свете нашей оборонительной Войны за Независимость. Многие люди отрицали эти факты; многие другие смотрели им в глаза. Те из нас, кто были не постсионистами, а либеральными сионистами, даже гордились тем, как наше общество вступило в эту фазу самоконтроля и самокритического анализа.

Самая серьезная проблема для Среднего Израиля — это безвыходное положение палестинцев на оккупированном Западном берегу и в блокадной Газе. Наши руководители, от Леви Эшкола (и еще больше Голда Меир) до Ицхака Шамира, допустили серьезную ошибку в том, что не воспользовались первым удобным случаем для того, чтобы договориться о территориальном разделе и горизонте суверенитета для палестинцев после 1967 года. Они допустили серьезную ошибку в том, что позволили еврейским поселенцам продвинуться на библейские вершины гор, в то время как Средний Израиль смотрел в другую сторону. Они допустили серьезную ошибку — и это признается реже всего — в том, что лишили надежды умеренный палестинский средний класс, большая часть из которого уехала из оккупированных территорий, оставив позади поколение молодых, необразованных, голодных и злых воинов.

Но решение для израильско-палестинского конфликта есть. Оно является географическим: раздел территории и разделение родины, для которых требуются болезненные, но возможные компромиссы с обеих сторон. Иерусалим будет разделен, палестинские беженцы не вернутся в свои родовые поместья, а еврейские поселения на Западном берегу, как и их копии в Газе, будут демонтированы, или (что немыслимо) им самим предоставят заботиться о себе.

Конечно же, экстремистам это не понравится. В отличие от них, умеренные — все умеренные — согласятся с этим, хотя и без особой радости.

Если умеренные победят, то «Средняя Палестина», наконец, проявит себя. Параллельно Среднему Израилю, хотя возможно в начале и не питая к нему дружеских чувств и недолюбливая его, такая Палестина будет наилучшими новостями, которые были у Ближнего Востока на протяжении долгого времени.

А пока мы в Среднем Израиле должны обуздать своих собственных экстремистов и выстоять до тех пор, когда палестинские умеренные одержат победу.

Фания ОЗ-ЗАЛЬЦБЕРГЕР — старший преподаватель по истории и директор Исследовательского Форума Политической Мысли им. Позена на факультете права в университете Хайфы, а также профессор и председатель Леона Либермана по исследованиям современного Израиля в Университете Монаш. Среди ее книг — «Толкование просвещения» и «Израильтяне в Берлине».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать