Отблеск величественного века
Локальный конфликт Баку и Еревана в геополитическом контекстеС 12 по 16 июля на границе между Арменией и Азербайджаном состоялись наибольшие за последние несколько лет вооруженные столкновения. Обострение вспыхнуло не в районе Нагорного Карабаха, а в 50 километрах от него — на границе Тавушской области Армении и Товузского района Азербайджана. Однако эти события непосредственно повлияют на карабахском урегулировании, на ситуации с безопасностью во всем регионе и даже, не исключено, на геополитических раскладах в мировом масштабе.
«ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ, ДАЙ НАМ ОРУЖИЕ»
Причиной нынешнего конфликта послужило буквально недоразумение на границе: азербайджанские военные якобы подъехали слишком близко к армянскому пограничному посту на военном УАЗике, после чего началась перестрелка. В условиях, когда граница двух стран остается несогласованной на официальном уровне, пограничные конфликты не могут не быть хронической проблемой — однако настолько широкомасштабного и горячего противостояния не случалось очень давно.
По сути, несколько дней между Арменией и Азербайджаном шла настоящая война с использованием артиллерии, бронетехники и беспилотников. Погибло — по обе стороны — около 20 военнослужащих, в том числе азербайджанский генерал.
Дошло до того, что в Ереване обсуждалась возможность подрыва Мингечаурского водохранилища в Азербайджане с последующим затоплением значительной части территории страны как ответ на возможное азербайджанское широкомасштабное наступление. Идея обсуждалась на неофициальном уровне, однако из Баку совершенно серьезно предупредили о «симметричном ответе», рассказав о существующей возможности нанесение ракетного удара по Мецаморской АЭС в Армении, что стало бы — без преувеличения — катастрофой в масштабах всей страны.
В СТОЛКНОВЕНИЯХ НА ГРАНИЦЕ МЕЖДУ АЗЕЙРБАДЖАНОМ И АРМЕНИЕЙ ПОГИБЛИ 20 ЧЕЛОВЕК. В ЕРЕВАНЕ ПРОЩАЛИСЬ С МАЙОРОМ ГАРУШЕМ АМБАРЦУМЯНОМ
В БАКУ — С ПОЛКОВНИКОМ ИЛЬГАРОМ МИРЗОЕВЫМ
Милитаристская риторика была активно поддержана азербайджанской общественностью и оппозицией. В Баку (невзирая на карантин) прошли массовые протесты с требованием дать Еревану «достойный военный ответ». В здании парламента протестующие требовали объявления общей мобилизации не только для «прекращения обстрелов пограничных районов» в ходе локального противостояния, но и с целью «освобождения оккупированных Арменией территорий», то есть Нагорного Карабаха. Тысячи участников скандировали: «Карабах был и останется азербайджанским», «Главнокомандующий, дай нам оружие». Это были не просто слова — около 38 тысяч граждан Азербайджана записались добровольцами в армию.
На международной арене Азербайджан активно, резко и однозначно поддержала Турция. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган «решительно осудил атаки Армении на братский Азербайджан». Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в телевизионном интервью призывал Армению «овладеть собой», заявив, что Турция стоит с Азербайджаном «со всем, что имеет». В Twitter глава турецкого МИД опубликовал видеоролик с национальным гимном Азербайджана с хештегом «Мы с тобой, Азербайджан!» Министр обороны Турции Хулуси Акар недвусмысленно заявил о готовности Анкары к предоставлению военной помощи Баку: «Мы будем рядом с ВС Азербайджана, будем поддерживать наших братьев в соответствии с принципом «одна нация, два государства».
БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОДКБ
В то же время, подобной однозначной поддержки со стороны своих союзников Армения не получила.
Россия никаких заявлений в «турецком стиле» не делала. МИД РФ лишь выразил «серьезную обеспокоенность резким заострением ситуации на армяно-азербайджанской границе», призывал противоборствующие стороны «проявлять сдержанность» и заявил о готовности «предоставить необходимое содействие для стабилизации ситуации».
Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности, прежний Государственный секретарь Совета безопасности Республики Беларусь Станислав Зась сначала вроде бы инициировал срочное заседание Постоянного совета ОДКБ в связи с ситуацией на армяно-азербайджанской границе, но потом отложил его на неопределенный срок, и так и не собрал. Все это, невзирая на то, что в Договоре ОДКБ закреплен принцип коллективной обороны, который предусматривает, что любое проявление агрессии против любого из членов (а Армения входит в ОДКБ) считается нападением на всю организацию, и союзники обязываются применить общие шаги для противодействия общей угрозе с использованием всех возможных средств, включая военные. В конечном итоге ОДКБ ограничился призывом к обеим сторонам относительно сдержанности и необходимости сохранения мира.
Хотя некоторые армянские политики выразили удивление по поводу позиции союзников, официальный Ереван полностью согласился с позицией как РФ, так и ОДКБ.
На вопрос, как он оценивает реакцию Организации Договора о коллективной безопасности, спикер парламента Армении Арарат Мирзоян ответил: «Наши коллеги по ОДКБ проинформированы о том, что ВС Армении полностью контролируют ситуацию и необходимости в другом вмешательстве нет». «Мы полностью контролируем ситуацию, и обращения о необходимости во взаимопомощи нет», — повторила тезис на брифинге 20 июля пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян.
Посол Армении в России Вардан Тоганян перед этим объяснил: «Мы зафиксировали и обратили внимание наших коллег, союзников по ОДКБ, что случился факт агрессии на государственной границе. ...Но речь не идет о том, чтобы начать какие-то военные действия».
Что касается позиции Москвы, то, по словам дипломата, в Ереване высоко ценят «роль России как посредника, как страны, которая внесла и вносит свою лепту именно в плане политического урегулирования этого конфликта».
«ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ» И УКРАИНА
В действительности, без бряцанья оружием с российской стороны не обошлось. Пока МИД РФ выражал готовность оказать помощь относительно стабилизации ситуации, министерство обороны, по поручению президента Владимира Путина, занималось проверкой боеготовности войск Южного округа.
Между тем, похоже на то, что ссориться с Азербайджаном, и тем более с Турцией, Россия действительно не хочет. Министр обороны РФ Сергей Шойгу, невзирая на азербайджано-армянскую напряженность, уже успел обсудить в телефонном разговоре со своим коллегой из Азербайджана Закиром Гасановым обстановку в регионе и — внимание! — последующее военное сотрудничество двух стран. В частности, министры обсудили подготовку к VI Армейским международным играм «АрМИ — 2020» и военно-технического форума «Армия-2020», где собираются принять участие азербайджанские представители.
Москва, очевидно, хочет продолжить сотрудничество с Анкарой и «братским» для турок Баку. Турция для России слишком важный союзник, и слишком сильный противник, чтобы из-за каких-то мелких столкновений с ним не только начать воевать, но даже просто быть в ссоре. Как написало одно из российских изданий, «если война между Арменией и Азербайджаном начнется, Эрдоган получит шанс закрепиться на Кавказе, откуда Османскую империю выбили российские войска в XIX веке».
А что же на фоне всех этих геополитических расписаний имеет и может делать Украина?
Теперь у нас не так много пространства для маневра. В ближайшее время Киев планирует начать практическую реализацию Соглашения между Кабинетом министров Украины и Правительством Турецкой Республики о военно-финансовом сотрудничестве, где ключевое место занимает военно-техническое сотрудничество и взаимодействие предприятий оборонно-промышленного комплекса. То есть, Турция в настоящее время — наш союзник в военном смысле, и если он решает кого-то поддержать, мы можем лишь избрать для себя уровень и средства нашей поддержки этой позиции.
Выпуск газеты №:
№134, (2020)Section
День Планеты