Перейти к основному содержанию

Пакт стабильности для Сербии — это реальность

18 августа, 00:00

Даже до того, как разразилась катастрофа в Косово, в экономическом отношении Сербия представляла собой, в общем, клинический случай. Ключевыми экономическими реформами, преобразившими большую часть посткоммунистической Европы — такими как макроэкономическая стабилизация, либерализация цен и внешней торговли, — пренебрегли ради того, чтобы удержать у власти авторитарный режим. Вместо того, чтобы интегрировать Сербию в международное сообщество и положить конец падению жизненного уровня в стране, режим решил привести свой народ к повиновению путем высокой инфляции, жестокой экономики черного рынка и терпимости к массовой коррупции.

Бомбардировки НАТО нанесли завершающий смертельный удар по экономике, и так стремительно умирающей. Нынешние условия настолько суровы, что на кону находится само выживание страны. Ущерб от бомбардировок оценивается в $30 млрд., что в три раза превышает ВВП страны в текущем году. Промышленное производство в этом году упадет до одной пятой от уровня 1989 года, в то время как ВВП на душу населения составит лишь 975 долларов, треть от уровня десятилетней давности. Каждый второй в Сербии — безработный. Если не придет международная помощь, и если «страна будет полагаться на свои собственные резервы», как официально заявляет режим, Сербии потребуется от 40 до 80 лет для того, чтобы вернуться на уровень экономики, существовавший тогда, когда президент Милошевич впервые пришел к власти десять лет тому назад.

Сербский народ осознает, что без повторной интеграции в мировое сообщество реконструкция невозможна. Продолжающаяся изоляция — это будут поколения, живущие в нищете. Правда заключается в том, что режиму это также известно, но, как кажется, он хочет, чтобы нация смирилась с этим.

Хотя правительство понимает, что у страны на реконструкцию денег нет, и ее заграничные счета заморожены, оно пытается выиграть время, декларируя свои намерения провести реформы и сотрудничать с миром, используя такие патетические маркетинговые уловки, как эффектные церемонии по открытию понтонных мостов (один из которых смыло на следующий же день), паромных переправ и проведение прочих нетрудоемких работ по восстановлению. Несомненно, каждый знает, что нынешнее правительство не смогло бы — даже если бы захотело — сотрудничать с миром, поскольку ни один из его членов не в состоянии получить визу для путешествий. Все, на что сейчас способны политики, которым предъявлено обвинение Гаагским трибуналом по расследованию военных преступлений, — просто управлять заключенной в тюрьму экономикой, что они и делают.

Недовольство возрастает. Акты и марши протеста ширятся по размаху и частоте. До конца года Сербия могла бы оказаться свидеделем одного из двух сценариев: (1) спонтанное широкомасштабное восстание, исход и последствия которого неясны (вспомните кровопролитие в Бухаресте в декабре 1989 года или резню на площади Тяньаньмэнь), или же (2) мирная кончина режима Милошевича. Второй сценарий подразумевает перемены путем демократических выборов. Но честные выборы в Сербии в данное время невозможны — не только потому, что режиму принадлежат все журналистские удостоверения и ему подконтрольны электронные средства массовой информации, но также из-за разрухи в стране, делающей невозможной реальное распространение любой партийной программы. В любом случае выборы не могли бы быть организованы вовремя с тем, чтобы избежать гуманитарной катастрофы этой зимой.

Вот почему «Группа 17», организация ведущих экономистов и обществоведов, поставивших своей целью создание в Сербии рыночной экономики и открытого и демократического общества под властью закона, предлагает «Пакт стабильности в Сербии» в качестве мирного и быстрого средства разрешения кризиса. «Пакт стабильности в Сербии» основывается на том мнении, что все ведущие сербские политические силы должны взять на себя ответственность за нынешний кризис. Таким образом, план призывает к следующему:

— правящая партия откажется от своей исполнительной власти на один год;

— на тот же период все оппозиционные партии откажутся от притязаний на власть, и их лидеры не будут формировать совместное переходное правительство;

— будет сформировано переходное правительство технократов (наиболее серьезным кандидатом на пост главы этого правительства является Драгослав Аврамович, пользующийся широкой общественной поддержкой), и его члены поклянутся не участвовать в выборах, которые последуют за одногодичным сроком их правления, а само переходное правительство не будет поддерживать ни одну из политических партий, которая сможет участвовать в выборах;

— проведение радикальной экономической реформы.

С момента своего создания 18 июля «Пакт стабильности в Сербии» завоевал поддержку прежде разделенных оппозиционных партий и групп — среди них Вук Драшкович из Сербского движения обновления и Зоран Джинджич из Альянса за перемены, а также сильную поддержку Сербской православной церкви, единственного института в Сербии, сохранившего доверие к себе (церковь осуждала преступления, совершаемые в Косово, а Патриарх призывал к отставке Милошевича). Подобно римско-католической церкви в период борьбы «Солидарности» в Польше в 1980-х годах, Сербская православная церковь рассматривается многими как замена нашей утраченной национальной индивидуальности. Участие церкви в «Пакте стабильности...» обеспечивает дополнительную легитимность и гарантирует мирный переход.

19 августа тысячи сербов соберутся у входа в федеральный парламент в Белграде для того, чтобы продемонстрировать свою решимость мирно осуществить политические перемены. В этом событии примут участие все ведущие оппозиционные партии, чье совместное появление всего лишь несколько недель назад казалось маловероятным.

Сплотившись под лозунгами этого внутреннего «Пакта стабильности», Сербия сможет объявить о своем намерении стать жизнеспособным кандидатом на участие в реализации «Пакта стабильности в Юго-Восточной Европе», начало которому несколько недель тому назад в Сараево положили лидеры мирового сообщества. За невероятно короткий промежуток времени «Пакт стабильности в Сербии» объединил больше ведущих политических действующих лиц, нежели любое предыдущее демократическое движение в Сербии после распада Югославии. Мы должны надеяться на то, что начиная с 19 августа в Сербии восторжествует голос разума, и что переходное правительство сможет начать перестраивать страну в истинно свободном и демократическом духе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать