Партия Абэ «взяла» Верхнюю палату
Сигэки ХАКАМАДА: Японцы ожидают от ЛДП более серьезного подхода к политике![](/sites/default/files/main/articles/23072013/3abe.jpg)
Как и ожидалось, на выборах в Верхнюю палату японского парламента победу одержала правящая Демократическая либеральная партия премьер-министра Синдзо Абэ. Вместе со своими партнерами из «Новой Комэйто» ЛДП получит 135 мест в Палате советников, в которую входят 242 депутата. Таким образом, впервые за шесть лет правящая коалиция будет контролировать обе палаты парламента. В то же время, главная оппозиционная партия — Демократическая партия Японии — показала худший за 15 лет результат, получив всего 17 мест, сообщает NHK.
Синдзо Абэ уже заявил, что сфокусируется на закреплении за Японией третьей экономики мира благодаря своей «Абэномике» — смелой и гибкой финансовой политике, а также стимулированию частных инвестиций. «Мы утверждали, что наша экономическая политика безошибочна, и люди поддержали ее. Народ сейчас хочет почувствовать выгоды. Экономика, действительно, улучшается», — цитирует слова японского премьера Reuters. Победа ЛДП была позитивно воспринята и в мировом сообществе. По словам экспертов, эти выборы дают Абэ высокие шансы на формирование стабильного правительства и проведение своих реформ.
Мы попросили прокомментировать недавние выборы в Японии политолога, профессора Университета Аояма Гакуин Сигэки ХАКАМАДУ:
— В Японии Демократическая партия, которая всегда была в оппозиции и отняла у японцев более полувека, уже надоела. За три года произошло большое разочарование в ней. Поэтому на выборах большинство поддержало Абэ, который во второй раз был избран премьер-министром. Однако, первый раз народ его не поддерживал, и за короткое время Абэ потерял власть. Сейчас японцы совершенно по-другому к нему относятся благодаря его идеалистической и демократической партии.
А вот сама Либерально-демократическая партия благодаря Абэ стала гораздо реалистичней и опытней. И Абэ, и руководители ЛДП могут исполнить ожидания народа. По крайней мере, за полгода доверие к ним укрепилось, что и заметно по недавним выборам.
Самый большой их результат, я считаю, — это стабильность. Минимум три года ЛДП и Абэ будут при власти. Последние годы у японцев ежегодно был новый премьер-министр и новый министр иностранных дел — они появлялись и исчезали. Это вызывало нестабильность, которая отображалась не только на Японии, но и на ее отношениях с другими странами. Сейчас Япония и другие стороны могут ожидать стабильности не только в японской политике, но и в экономике.
Премьер-министр Абэ показал очень яркую экономическую политику, которая получила название «Абэномика». Благодаря этому положение японской экономики резко улучшилось в последнее время. Поэтому народ ожидает, что экономическая среда в стране будет только улучшаться. Однако для власти это сулит большие трудности.
У премьера и правящей партии сейчас более серьезный дух — ответственности, а не эйфории от победы. Они довольно серьезно озабочены тем, как улучшать экономическое положение страны. И они прекрасно знают, что за короткое время это нелегко сделать. Поэтому, если в ЛДП слишком поддадутся эйфории, то народ выступит против этого. Властям надо проводить осторожную политику.
— Хакамада-сан, Абэ после своей победы заявил, что эти результаты стали «одобрением более консервативных экономических и политических реформ». Что конкретно премьер предлагает японцам?
— Кто-то называет Абэ националистом или ультраправым. Но я так не считаю. Скорее, он идеалист. Японский народ рассматривает ЛДП как партию спокойствия. Бывшая правящая Демократическая партия была слишком единоличной и идеалистической, но не практической. Они имеют председателя, но сами они не могут управлять страной. Об этом народ прекрасно помнит. Поэтому японцы ожидают более серьезного подхода к политике. Сегодняшняя Либеральная демократическая партия хорошо понимает свою ошибку, которую она допустила три года назад. Они прекрасно знают ее причину. Поэтому сегодня они хотят как-то менять себя и свою партию. Посмотрим, получится ли это. Но японцы сейчас ожидают стабильности.
— Некоторые обозреватели отмечают, что Китай и Южная Корея обеспокоены тем, что в перспективе Абэ может прибегнуть к агрессивной националистической политике, а также к более воинственной защите территориальных интересов Японии. А как вы считаете?
— О национализме или о милитаризме в Южной Кореи и Китае часто говорят. Но в Японии бюджетный расход на оборону в последние 10 лет все время составлял меньше 1% от общенационального дохода. В Южной Корее, Америке и Европе — это 2—3%. А в России и Китае эта цифра еще больше. Поэтому нельзя сказать, что такие расходы Японии — военный милитаризм. У Абэ есть очень четкое понимание суверенитета страны. Он считает, что это — один из самых важных вопросов. Однако я не считаю, что с победой его партии на выборах отношения между Японией, Китаем и Южной Кореей станут более суровыми.
Выпуск газеты №:
№127, (2013)Section
День Планеты