Пауза на фоне моральной поддержки
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20041213/4228-3-1.jpg)
На этой неделе в Брюсселе состоится заседание комиссии Украина — НАТО на уровне послов. Не ранее января состоится и отложенная встреча министров иностранных дел. Тема будущего отношений Киева и Брюсселя «освежилась» в последнюю неделю. В частности, определенные надежды в Киеве возлагали на встречу глав внешнеполитических ведомств стран-членов НАТО, которая состоялась в Брюсселе.
На встречу министров иностранных дел стран-членов НАТО, состоявшуюся в Брюсселе, в Киеве возлагали надежды. Однако эти надежды вырабатывались при других условиях, и возможно, даже в другой Украине. Украина оказалась в центре внимания западного мира по другим причинам, собственно — из-за президентских выборов, и встреча в Брюсселе только подтвердила, что в НАТО, как и в Совете Европы, как и в Европейском парламенте, за украинскими событиями следят, и следят очень внимательно. В ходе встречи не состоялось, как это планировалось, заседание комиссии по сотрудничеству Украина — НАТО, украинскому министру Константину Грищенко был отправлен месидж «сейчас не лучший момент», с которым в Киеве согласились. Зато состоялось заседание совета НАТО — Россия, где Москве было сказано, что не только там имеют право наблюдать за украинскими событиями. Собственно, это был главный результат двух дней заседаний в Брюсселе. Сейчас вряд ли можно исключать, что «украинские дни» в Брюсселе на прошлой неделе были только прологом — так же, как нельзя исключать и того, что даже для возвращения дел к положению, в котором они находились полгода назад, еще понадобится определенное время. Тем более время понадобится для переосмысления событий и выработки новых шагов.
Полгода назад делались намеки, что именно во время последней в этом году встречи министров стран-членов НАТО должно произойти что-то такое, что в политическом плане выведет Украину на путь планомерной постепенной интеграции в НАТО. Прогнозы имели свою почву. Во время Стамбульского саммита Альянса в конце июня Украину не пригласили выполнять План действий по членству (Membership Action Plan), но был разработан ряд задач, которые не могли трактоваться иначе, чем подготовка к этому. Ход выполнения Плана действий Украина — НАТО стороны отмечали как успешный, хотя несколько другие выводы делались в отношении целевого плана на этот год. После перевода с дипломатического языка на понятный оказывалось, что если не возникает вопросов в отношении военного сотрудничества, то в плане выполнения взятых на себя политических обязательств Украина получает постоянные «незачеты». Это касалось прежде всего, положений, которые требовали продвижения к дальнейшей демократизации политической системы, и особенно — подготовки и проведения на должном уровне выборов. То, что от этого зависит дальнейшая атмосфера диалога, говорилось уже практически прямым текстом. В НАТО на определенном этапе перестали повторять знаменитую фразу предыдущего генерального секретаря лорда Робертсона о том, что НАТО готово идти в своих отношениях с Украиной настолько далеко, настолько готовой будет сама Украина. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер был среди тех, кто заявил, что выборы в Украине не соответствовали международным стандартам — значит, в Брюсселе не шутили.
Если к этому добавить, что встреча министров стран НАТО совпала с моментом, когда в Украине старое государственное руководство уже в лучшем случае (как бы это выглядело извне государства) выполняет обязанности, а новое еще не избрано и не назначено, то формальный повод для того, чтобы не приглашать украинского министра понятен, хотя, очевидно, и обидный для официального Киева. И генсек Схеффер, и другие представители Альянса в официальных выступлениях и неформальных разговорах несколько раз подчеркивали, что в данном случае речь не идет ни о каком бойкоте Украины. Просто — «не самое лучшее время». Очевидно, что сама по себе эта ситуация должна стать для нового украинского государственного руководства уроком — ведь ее повторение будет выглядеть откровенным фарсом.
В очень непривлекательном свете на этом фоне выступила российская дипломатия. Поведение министра Сергея Лаврова, по свидетельству участников заседания совета НАТО — Россия, напоминала лучшие советские времена. В конце концов, ему указали на то, что Украина является партнером НАТО. И уже потому НАТО имеет все резоны для того, чтобы проводить консультации по поводу ситуации в Украине. Об этом на брифинге после заседания совета заявил генсек Схеффер. По некоторым данным, Лавров обвинял Госдепартамент США в том, что он через «Фридом Хаус» финансирует кампанию Ющенко в Украине. Госсекретарь США Колин Пауэлл, для которого встреча в Брюсселе была последним официальным международным появлением в этом статусе, просто ответил, что Госдепартамент США помогает различным организациям по всему миру, которые работают над тем, чтобы люди знали, как пользоваться своими правами, и над тем, чтобы в обществах шел диалог с равным доступом его участников. В этом свете он не видит ничего неприемлемого в деятельности «Фридом Хаус». Дипломатические ответы Схеффера и Пауэлла стали сигналом: по крайней мере, в НАТО подтвердили, что не рассматривают претензии Москвы на установление своих «сфер влияния» как серьезные. Или же что эти претензии в случае Украины зашли слишком далеко — несмотря на всю важность России как партнера. Это, конечно, очень далеко от применения на практике статьи 5 Вашингтонского договора, но это существенный знак моральной поддержки.
Заслуживает внимания также ремарка генсека Схеффера о том, что ни в коем случае речь не идет о соперничестве. Действительно, речь не идет. Доказательством этого могут быть хотя бы документы, которые НАТО одобряет в процессе сотрудничества с Россией — в частности План действий по борьбе с терроризмом, «меморандум модальности» в отношении операции Active Endeavor (борьба с терроризмом на море) и тому подобное. Вряд ли простому россиянину сообщают, что в реальности Москва пытается демонстрировать стремление к самому глубокому сотрудничеству с НАТО, и по глубине это сотрудничество часто превосходит сотрудничество между странами в рамках Альянса. Правда, при этом Москва отстаивает равенство позиций.
«Украинская тема» была отмечена и в совместном заявлении после заседания совета НАТО — Россия.
В конечном счете, участники брюссельского заседания выслушали доклад представителя Европейского Союза Хавьера Соланы о том, как проходили переговоры в Киеве при его посредничестве, и в заключительном документе отметили, что уделяют особое внимание отношениям с Украиной, внимательно наблюдают за развитием ситуации в этой стране, призывают все стороны к скорейшей имплементации реформы избирательного законодательства и к обеспечению того, что переголосование во втором туре президентских выборов будет свободным и честным. Подтверждена поддержка независимости, суверенитета, территориальной целостности Украины (этого раньше, до последних событий на подобных встречах не заявлялось). Несколько раз указывалось, что в НАТО весьма удовлетворены и воспринимают как главное достижение развития ситуации в Украине то, что урегулирование кризиса найдено без насилия. Ранее в неофициальных разговорах заявлялось, что действующему на то время украинскому руководству смогут простить многое — возможно, даже «Кольчуги» — но не кровь.
Больше — никакой конкретики. Разве что заявление о том, что на этой неделе будет проведена встреча на уровне послов. А министерская встреча — когда придет время.
Какова же повестка дня рассмотрения «украинского вопроса», очевидно, нужно будет спрашивать уже после Нового года.
Понятно, что именно от Украины, от ее действующего на то время руководства будет зависеть и атмосфера следующего разговора, и его результаты. Сегодняшний интерес к украинским делам является следствием экстремальной ситуации и не может продолжаться долго. Страна, которая стремится добиться воплощения своих амбиций, должна задуматься над тем, каким образом достичь сохранения уровня такого интереса с кардинальным изменением его содержания. То, что это будет нелегко, продемонстрировали последние заявления в Западной Европе. Министры иностранных дел Австрии и Испании с разрывом в несколько дней заявили, что вступление Украины в ЕС сейчас рассматриваться не может и не будет. В дни заседания министров НАТО в Европейской Комиссии в Брюсселе был утвержден проект Плана действий ЕС — Украина, носящий название, которое сегодня в Киеве уже сложно, если вообще возможно, воспринимать иначе как издевательство, то есть «Европейская политика соседства: первые планы действий». Единственным, кто мог делать оптимистические для Украины предположения, сейчас в Брюсселе был разве что министр иностранных дел Польши Влодзимеж Цимошевич.
С другой стороны, активность депутатов немецкого Бундестага в дни украинского кризиса подталкивает к мысли, что лоббистские усилия Польши в отношении Украины могут со временем получить мощную поддержку. Но к тому времени уже нужно будет меньше говорить, больше действовать, и притом успешно.
Таким образом, пока что вопросы роли и места новой Украины в новом НАТО переносятся на завтрашнюю повестку дня. К тому времени НАТО должно найти путь к переводу существующих трансатлантических трещин в трансатлантический диалог без разделений Европы на «старую», «новую» и «российскую».
И тут может случиться определенный символизм: ведь вскоре у НАТО будет новая штаб-квартира, расположенная поблизости от нынешней. Логично предположить, что церемония ее открытия может совпасть, например, с приемом новых членов.
КОММЕНТАРИЙ
Владимир ХАНДОГИЙ, глава миссии Украины при НАТО, посол Украины в Бельгии:
— Сегодня не время, не тот лучший день, когда можно было бы провести эту комиссию (Украина — НАТО. — «День»). Это не имеет никакого отношения к правительству. Все понимают в НАТО, что у нас есть легитимное правительство, которое продолжает выполнять свои обязанности до соответству ющих дат, которые зафиксированы в украинском законодательстве. Но в силу того, что ситуация в Украине непростая, и в принципе, она динамично меняется, решено было перенести это заседание. Я хотел бы отметить, что у нас продолжается диалог безотносительно к тому, была сегодня встреча министров или нет. Например, Генеральному секретарю НАТО было передано письмо министра иностранных дел. Контакты наши продолжаются ежедневно. Я хотел бы сказать, что наши отношения базируются на соответствующих документах, у нас нет такого фетишизма — встреча есть или встречи нет. Можно сказать, что для того, чтобы провести встречу, скажем так, плодотворную, мы должны были бы иметь утвержденный или согласованный план действий на следующий год, целевой план. Но в силу известных причин вероятно, что его согласование будет отложено, и я также не вижу в этом проблемы. Речь не идет о бойкотах, об отменах, каких-то демаршах со стороны НАТО. Речь идет о перенесении на более подходящую дату. Так, Стамбульский саммит наметил перспективу, и мы готовились к соответствующему обсуждению. Ситуация в Украине это в известной степени отодвинула. Я думаю, что наши все ориентиры остаются, и мы с НАТО будем работать в плане подъема наших отношений на новый уровень. Для того, чтобы этот разговор был плодотворным и нормальным, нужно, я думаю, подождать завершения избирательного процесса, других конституционных изменений.
Скоро состоится заседание комиссии Украина — НАТО на уровне послов. На повестке дня — брифинг со стороны НАТО, обсуждение на этом заседании, и с нашей стороны будет брифинг о динамике и текущих событиях в Украине.
Что касается того, что ситуация в Украине обсуждалась и на Североатлантическом совете, и на совете НАТО — Россия, то мы спокойно относимся к тому, что этот вопрос обсуждался. Там, на мой взгляд, нормальные констатации, что и в рамках Североатлантического совета, и в рамках совета НАТО — Россия поддерживается территориальная целостность, развитие демократических процессов в Украине. Это нормальные заявления, которые отражают ситуацию.
Выпуск газеты №:
№228, (2004)Section
День Планеты