Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Пхеньян «играет» с Вашингтоном?

Расследования CSIS: Северная Корея скрывает ракетные мощности. Какой реакции ожидать от Вашингтона — эксперт «Дня»
13 ноября, 17:53
ФОТО РЕЙТЕР

На днях американский Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies, CSIS) обнародовал результаты расследования, согласно которым на территории Северной Кореи находится, по меньшей мере, 13 скрытых ракетных баз, а в целом их количество может достигать 20. В статье на сайте CSIS отмечается, что эти объекты могут быть использованы для всех классов баллистических ракет, включая межконтинентальные. Невзирая на то, что базы не являются непосредственными системами запуска, ракеты могут запускать из них в чрезвычайных ситуациях. По данным CSIS, обнаруженные ими ракетные базы являются малыми по размерам, расположены рассеяно по стране и  преимущественно в узких горных долинах. Они распределены на три «пояса»: тактический, оперативный и стратегический, в зависимости от их отдаленности от демилитаризованной зоны с Южной Кореей. Рассеянность баз совмещается с десятками лет практики «масштабных методов маскировки, укрытия и введения в заблуждение», что  имеет целью «максимилизировать выживание ракетных подразделений при нанесении превентивных ударов и во время военных операций», идет речь в материале.

В то же время CSIS представил подробный отчет относительно ракетной базы Сакканмоль, которая расположена ближе к демилитаризованной зоне и к столице Южной Кореи — Сеулу. К публикации добавляются фото, сделанные со спутников, с указанием на них подробного расположения наземных объектов базы и входами в подземные сооружения.

На момент подготовки номера официальной реакции Вашингтона на новые разоблачения северокорейского режима не было. Однако стоит напомнить, что президент США Дональд Трамп, который придя к власти, обещал Северной Корее «огонь и ярость», а ее лидера Ким Чен Ына назвал «человеком-ракетой», кардинально изменил риторику после двустороннего саммита с руководителем КНДР в Сингапуре. В июне лидеры подписали документ, в котором зафиксировали готовность к разоружению Корейского полуострова. Американская власть называла это событие беспрецедентным прорывом, указывая на то, что Корея начала демонтировать объекты, связанные с ядерными мощностями. А в сентябре, выступая на Генассамблеи ООН, Дональд Трамп внес в число своих достижений то, что в Северной Корее «реактивные снаряды и ракеты больше не летают во всех направлениях. Ядерные испытания прекратились. Некоторые военные объекты уже были демонтированы». Недавно в СМИ даже появилась информация о том, что следующий саммит Трампа и Кима может состояться в начале января 2019 года.

Между тем пресс-секретарь Синего дома — администрации президента Южной Кореи — Ким Эуй-К’эом указал на то, что источником данных относительно базы Сакканмоль был коммерческий спутник, а «разведывательные органы Южной Кореи и США имеют более подробную информацию с военных спутников и тщательным образом отслеживают ее». По его словам, эти объекты не связаны ни с межконтинентальными баллистическими ракетами, ни с баллистическими ракетами средней дальности, передает южнокорейское информагентство Yonhap. Более того, отметил он, Северная Корея и не обещала закрыть базу Сакканмоль, относительно этого не велись никакие переговоры и не заключалось соглашение.

«ЭТА СИТУАЦИЯ ОТРАЗИТСЯ НА ОТНОШЕНИЯХ США С ЮЖНОЙ КОРЕЕЙ И ЯПОНИЕЙ»

Андрей ГОНЧАРУК, китаевед, эксперт Национального института стратегических исследований:

— И со стороны Трампа, и со стороны Ким Чен Ына — это игра двух «шутов». Они не были искренни и откровенны друг с другом во время саммита в Сингапуре. Трудно утверждать, что в Северной Корее однозначно что-то (ракетные, ядерные мощности. — Ред.) есть, но и подозревать несложно. Скорее, мир поверит в то, что там что-то есть, чем наоборот.

Договоренность Трампа и Ким Чен Ына относительно нынешней встречи «плавала»: сначала они планировали ее, потом Трамп отменил встречу, затем они все-таки вернулись к ней, и президент США написал в Твиттере, что это очень большой прорыв. То есть все это очень отдаленно напоминает большую политику. Ведь и Южная Корея, и Япония находятся в непосредственной близости к Северной Корее, и для них все это — не просто какие-то прихоти или игры, а реальная безопасность людей. Поэтому первое, на чем отразится данная ситуация — это отношения США с Южной Кореей и Японией. После визита Трампа в Европу на саммит НАТО в США звучали оценки, что для главы Белого дома Россия — важнее, чем многолетние союзники по Альянсу. Так вот сегодня приблизительно такие же оценки будут со стороны Японии и Южной Кореи. Главное последствие на сегодня — то, что доверие к политике Дональда Трампа будет падать.

— Предусмотреть, что Пхеньян не избавится от всего ядерного оружия,  ракет и объектов, связанных с ним, было несложно. Почему же тогда США и Южная Корея пошли на сотрудничество с Ким Чен Ыном?

— Просто очень хотелось отрапортовать о каких-то позитивах, прорывах и тому подобное. Еще после саммита мы говорили, что договоренность Трампа и Ким Чен Ына — не является межгосударственной договоренностью. США остаются в состоянии войны с КНДР, потому что несколькочасовая встреча двух лидеров не может решить полустолетнюю проблему. Нужна работа экспертов, соответствующих групп, которые нарабатывали бы решения, нужна верификация. Это очень серьезные вещи. А у Трампа часто все — на уровне Твиттера. Северокорейская проблема — не единственная, с которой мир еще будет сталкиваться.

Какой реакции от Трампа ожидать?

— Предусмотреть какие-то решения президента США очень сложно. Тем более что после промежуточных выборов в Конгресс, где он потерял Палату представителей, ему нужны какие-то внешние раздражители, потому что во внутренней политике ему не очень удобно. Думаю, что новый состав Палаты представителей вернется к вопросам, которые ставил прокурор Мюллер.

Определенным образом, обострение северокорейской проблемы Трампу на руку, ведь оно отвлекает внимание от проблем, которые действительно являются очень серьезными для него. Поэтому можно прогнозировать, что он может пойти на определенное обострение.

Относительно возможности проведения нового саммита между Трампом и Ким Чен Ыном,  они могут пойти и на такой шаг. Хотя с точки зрения классической дипломатии, это было бы невозможно. А здесь  как раз все может быть. Очень много будет зависеть от позиции Пекина. Китай — как будто немного отстранен во всех этих решений, и его мало вспоминают в связи с северокорейской проблемой, но он остается главным стабилизирующим фактором.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать